Как прийти к удовольствию без раскаяния?
Как прийти к удовольствию без раскаяния?
В матче 28-го тура чемпионата Германии «Штутгарт» одержал сенсационную победу в Мюнхене над местной «Баварией», из-за чего подопечные голландского специалиста Луи ван Гала оказались смещены с первой строки в турнирной таблице бундеслиги.
Белорусский легионер в лагере швабов, Александр Глеб, сыграл значимую роль в низвержении фаворита номер один. Он провел на поле все 90 минут, получил от издания «Bild» высокую оценку «двойку» и в четвертый раз вошел в символическую сборную тура. Все говорило о том, что Глеб находится на подъеме. Увы… Если «Бавария» уже в следующем туре вернула себе лидерство, то дела нашего Александра не пошли в гору. К огромному сожалению, белорус в Мюнхене получил травму, не позволившую ему принять участие в баталии с гладбахской «Боруссией». Швабы и без Глеба добились виктории, но пауза нашего соотечественника может затянуться. Участие Александра и в завтрашнем матче «Штутгарта» в Берлине против пытающейся спастись от вылета из бундеслиги «Герты» под большим вопросом. Впрочем, для белорусского футбола Александр Глеб фигура такого масштаба, что хавбек постоянно находится в эпицентре внимания и к нему всегда есть вопросы.
АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ
При этом нельзя закрыть глаза на то обстоятельство, что в последние два сезона ажиотаж вокруг полузащитника заметно понизился. Но тут надо отталкиваться, конечно же, не от бренной суеты сует, а от объективного спада игровых кондиций Глеба, его самостоятельного ухода на задний план, едва ли не в массовку. Два года назад Александр еще устраивал феерии в лондонском «Арсенале», пользуясь доверием наставника «канониров» Арсена Венгера и находя абсолютное взаимопонимание (как на поле, так и за его пределами) со всеми партнерами. Акции белоруса чрезвычайно высоко котировались на европейской футбольной бирже труда, и, казалось, завтрашний день Глеба будет еще более светлым. Но получилось так, как получилось. И, возможно, есть сожаления, а заодно и проникновение смыслом фразы Льва Толстого: «Счастье — это удовольствие без раскаяния».
Новый контракт с «Арсеналом» Глеб подписывать не стал, захотев больших денег, больших побед и просто перемены обстановки. Сегодня, конечно, можно катить бочки на агента и друга футболиста Николая Шпилевского, обвиняя известного в прошлом игрока могилевского «Днепра» и дубля минского «Динамо» в рвачестве и сломе позитивно развивавшейся карьеры подопечного, но в этом не будет никакого практического смысла. Нет сомнений, что весной-летом 2008 года Глеб завис между «Арсеналом» и новыми вариантами, при совпадении мыслей, посылов и планов. В итоге агент, зарабатывающий на каждом новом контракте клиента, получил свой гонорар, а Александр и заработал, и переехал в новую страну, и завоевал все, что только можно, начиная с чемпионата Испании и заканчивая Лигой чемпионов. Все мечты сбылись, но, к сожалению, самым неудобоваримым способом. Глеб не просто был статистом в «Барсе», даже не попав в заявку на финальный матч главного клубного турнира Старого Света, но и потерял игровую квалификацию. Почему это произошло — вопрос открытый. Тут все списать на не вовремя подкараулившие игрока травмы нельзя. В чем-то Глеб «сломался» еще — это очевидно. Но еще досаднее понимать то, что Александр так до сих пор и не вернул себя прежнего. Нет той уверенности, нет футбольного остроумия, техники, рвения, удачливости, здоровой спортивной наглости. Нет многого, что для белорусской сборной уже вышло боком.
ПРЕССИНГ ПОВЯЗКИ
К сожалению, по-прежнему до сих пор нельзя утверждать, что самые черные дни для Глеба позади. Пытаясь обрести себя, он согласился уйти из «Барсы» в аренду, а для комфортности отказался от варианта с миланским «Интером», сделав выбор в пользу «Штутгарта», который для него (и город, и команда) второй родной дом. Болельщики швабов ожидали белоруса, как мессию, прекрасно помня о геройствах хавбека в немецком чемпионате на заре легионерской карьеры. Но очень быстро выяснилось, что нынешний Глеб пока не чета прежнему яркому, динамичному, умному игроку с лидерскими качествами. Александр, правда, напустил тумана великолепным голом в ворота румынского «Тимишоару» в гостевом матче предварительного раунда Лиги чемпионов — сольный проход а-ля Марадона. Но этот раскрученный во всей Германии успех (автор знает, о чем пишет, ибо в эти дни работал в Берлине на чемпионате мира по легкой атлетике) был вскоре забыт. Глеб ушел в тень, отличился лишь несколькими скандальчиками, а тут еще и весь «Штутгарт» в целом начал валиться под руководством молодого тренера Маркуса Баббеля.
Тренера боссы швабов терпели, видимо, даже больше, чем следовало. Но их понять было можно: все-таки под руководством Баббеля, принявшего команду после неудачного старта в чемпионате-2008/09, «Штутгарт» стал вторым в бундеслиге. Однако отставка состоялась, коллектив принял швейцарский специалист Кристиан Гросс, дела пошли на поправку, но вот Глеб до поры до времени прикладывал руку к этим локальным успехам не столь уж активно. Новый наставник регулярно находил Глебу место в основном составе, но с той же регулярностью менял белоруса в начале вторых таймов. Подобные решения, естественно, не могли не раздражать Глеба, но в них (решениях) легко читался и позитив. Гросс понимал потенциал Александра, но прекрасно отдавал себе отчет в не лучших кондициях звезды. В итоге такая терапия пошла на пользу всем. «Штутгарт» покинул болото аутсайдеров, Глеб стал отдавать голевые передачи, а его замены прекратились, хотя Александр лишь немного стал напоминать себя прежнего. Тут-то и случился новый сбой — травма в Мюнхене, о которой надо только сожалеть. Все это очень некстати, особенно если учитывать не только интересы «Штутгарта» и клубные перспективы самого игрока, принадлежащего «Барсе», но и вектор национальной сборной Беларуси.
В ней же Глеб-старший вообще не мог и не может реализоваться в степени высоких ожиданий болельщиков. Менялись тренеры, концепции и составы, а Александр разочаровывал и разочаровывал. Немец Бернд Штанге попытался применить к нему метод пряника, заключавшийся в полном доверии и капитанской повязке, но ни к каким значимым положительным переменам это не привело. Глеб как раз закис в «Барсе», придав плоскости своей карьеры наклонный характер. И вот ныне Александр отказался от повязки, что получило разные трактовки. Причем ряд из них был неутешителен для репутации игрока и патриота. Например, есть предположение, что теперь на товарищеские спарринги после окончания европейского клубного сезона Глеба не дозваться. Ни Штанге, ни кому-нибудь еще. Отговорок может быть масса — от состояния здоровья, накопившейся усталости до необходимости сконцентрироваться на отношениях с клубами. И отвергать сей вариант нельзя. Анализируя прошлое поведение Александра, он реалистичен.
ВПИСАТЬ В ИГРУ
Но и это еще не все. Штанге может молчать, таиться и секретничать, но когда-нибудь и ему придется ответить на простой, но крайне важный для белорусской сборной вопрос: «Как вписать Глеба в игру команды?» Такого Глеба. Не прошлого, не выдуманного, а настоящего и современного. Со всеми его сохранившимися достоинствами, но и накопившимися недостатками. Причем весь сезон отыгравшего на левом фланге полузащиты.
Там его увидел Баббель, что многие объясняли наличием в составе Хитцльшпергера. Но в «Штутгарте» уже нет обоих, а Глеб и при Гроссе занимает место на бровке. И это проблема. Штанге по-другому строит игру, чем в «Штутгарте», и нужен ли ему фланговый хав, обладающий такими достоинствами и недостатками, — неизвестно. В центре же Глеб не выступал по-настоящему со времен «Арсенала», что не могло не привести к потере навыков. Однако было бы желание. Поэтому пускай оно у Александра будет! Это выгодно всем нам.
Руслан ВАСИЛЬЕВ