Суд или прокурор? В Беларуси присматриваются к опыту, когда заключать под стражу может только суд
Сегодня в Беларуси вопрос о применении меры пресечения решает прокурор, однако во многих странах это определяет только в суд.
В Минске проходит международная конференция, на которой обсуждаются вопросы, связанные с заключением под стражу обвиняемого. В своем выступлении заместитель председателя Верховного суда Руслан Анискевич отметил:
— Сегодня в республике сохраняется классический, можно назвать его «советский», порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу. При котором суд в стадии предварительного расследования лишь рассматривает жалобы на применения меры пресечения.
С 2010 года у белорусов появилась возможность оспаривать не только законность, но и обоснованность заключения под стражу или домашний арест.
— В 2010 году количество жалоб увеличилось в шесть раз по сравнению с 2008 годом, — уточняет Руслан Анискевич.
В Беларуси вопрос о применении меры пресечения решает прокурор, во многих странах это определяет только в суд. В качестве примера представитель Верховного суда привел США, Великобританию, Германию.
— За последние 10 лет в большинстве государств бывшего социалистического лагеря суду передано исключительное право санкционировать вопрос о заключении под стражу. Мы согласны с тем, что очевидное преимущество судебного порядка заключения под стражу состоит в проверке предложения органов уголовного преследования о применении данной меры пресечения субъектом, не зависящим от предварительного следствия, не связанном обязанностью поддержания обвинения. Понимая, что реализация данного положения позволит устранить несоответствие национального законодательства международным правовым стандартам в сфере защиты прав человека, мы придерживаемся также осторожного подхода к очередной корректировке в этой сложной сфере с учетом как положительного, так и критикуемого практического опыта, — сказал заместитель председателя Верховного суда.
Руслан Анискевич предлагает обсудить вопрос об ограничении возможности заключать под стражу лиц, совершивших нетяжкие преступления, не представляющие большой опасности, чтобы исключить «формальный подход» к вопросу избрания меры пресечения.
— Не секрет, что в ряде случаев лицам, содержавшимся под стражей вплоть до судебного производства, назначается наказание, не связанное с реальным лишением свободы, и они освобождаются из-под стражи, — отметил Анискевич.