"Вот она, Западная Двина, течет над нами". Репортаж с Полоцкой ГЭС, которой управляют 2 человека
«Вы потом можете смело рассказывать, что были под Западной Двиной», — перекрикивая рев воды и шум турбин, говорит начальник Полоцкой ГЭС Василий Велюго. Заходим в здание станции, спускаемся по обычной лестнице на 4 этажа вниз, попадаем в большое помещение с различными датчиками и оборудованием. «Это и есть сердце ГЭС, второй по мощности в стране, — объясняет ее руководитель. — А сейчас я вас под воду заведу». Преодолеваем еще несколько пролетов вниз по металлической лестнице — и над нашими головами 5 огромных синих труб. «Вот она, Западная Двина, течет над нами — по этим агрегатам».
— Вот текла себе река по земле тысячелетиями, а современный человек взял и загнал ее в пять труб. Неужели Западная Двина не сопротивляется?
— Может быть, она понимает, что служит белорусскому народу, — улыбается Василий Велюго. — Человек просто использует энергию водного потока. Это наша река, наша земля. И эта плотина — не какой-то сумасшедший перепад, как на Волге, когда там затапливало огромные поселки, когда уходили под воду церкви… В данном случае воздействие на природу минимальное. На выходе — экологическое использование энергии, которую она дает. На таком объекте очень интересно работать.
ГЭС находится в 10 км от Полоцка, возле деревни Лучно. Ширина реки возле станции — около 300 метров.
— А сколько было раньше, до строительства ГЭС?
Велюго затрудняется с точным ответом, но говорит, что однозначно меньше, чем теперь.
Мы стоим посреди водосливной плотины. Домики жителей Лучно на берегу и турбины-лопасти станции представляют огромный контраст: там сельская идиллия, а тут такой гидротехнический масштаб!
— Площадь водохранилища — 1710 гектаров, а его длина 83 км — от деревни Лучно практически до Бешенковичей. Самая глубокая точка перед зданием ГЭС сегодня равна 17 метрам. А под нами, где мы сейчас стоим, глубина воды где-то 11−12 метров, — объясняет начальник ГЭС. — Вверх по течению река стала более полноводной. Когда проводили общественное обсуждение проекта, местные жители просили нас: скорее поднимите Двину. Однако ничья недвижимость при строительстве не пострадала. Под подтопление возле будущей станции попали только 6 сараев в Лучно. И хозяева получили за них компенсационные выплаты.
Масштабный объект обслуживает менее 20 человек.
— Станция управляется автоматикой. В сутки у нас 5 смен, и в каждую фактически задействованы всего 2 человека. В целом же в штате 18 человек: начальник станции, водитель, уборщица, три электрослесаря, мастер, инженер и 10 человек оперативного персонала, которые и меняются по двое в течение суток. Штат в основном сформировался из работников филиала «Полоцкие электросети» РУП «Витебскэнерго».
— Неужели двух человек хватает, чтобы управлять всем? — спрашиваю у начальника смены на ГЭС Анатолия Жабенка.
— Да, станция же автоматизирована. А как получается контролировать и понимать столько датчиков? Ну, мы учились, стажировались… — говорит Анатолий.
Но для работы на ГЭС нужны не только профессиональные знания, но и человеческие качества. Например, терпеливость, наблюдательность, самодисциплина. Важна и физическая выносливость. Так, в здании ГЭС есть лифт, но здесь решили, что его для двух человек включать нецелесообразно.
— Начальник смены и машинист много ходят вверх-вниз. В их обязанностях — обход, осмотр, контроль оборудования и так далее. Лифт исправно работает, но все же мы подумали, что персонал будет пользоваться лестницей. Ведь если вдруг кто-то из двоих застрянет в лифте, то помощь может прийти не сразу. А так как именно эти двое сотрудников в первую очередь отвечают за все, что происходит на станции, то им всегда нужно быть на рабочем месте и начеку. Застревать в лифте они просто не имеют права, — с улыбкой разъясняет Василий Велюго.
Начальник ГЭС не без ностальгии вспоминает, как шла грандиозная стройка:
— В отдельные периоды численность строителей на объекте превышала 500 человек. Работа шла на огромной высоте, и далеко не каждый мог отважиться на нее зайти.
Серьезным делом стало устройство гидроузла плотины. Двина — река равнинная, но обладает определенным характером, поэтому пришлось заглубляться ниже уровня дна. То есть фактически на 7 метров станцию посадили в реку.
— Можно долго рассказывать о строительстве обводного канала, когда Двину пустили в обход гидроузла. Сейчас он вот там, вдоль леса, — показывает Велюго, — и уже полностью засыпан. За время стройки ГЭС выкопали более 2,5 миллиона кубометров грунта, в тело плотины уложили свыше 135 тысяч кубометров бетона. Чтобы поставлять стройматериал напрямую на объект, рядом построили растворобетонный завод. На берегах вырубили более 16 тысяч кубометров древесно-кустарниковой растительности. А еще реконструировали 3 моста и построили 1 новый, в районе городского поселка Оболь. Я уже не говорю про вынос линий связи и электропередачи. Были и определенные трудности: потребовалось увеличить высоту плотины, поэтому стройка на какое-то время приостанавливалась.
Полоцкую ГЭС возводили чуть более 6 лет — с мая 2011-го. Генподрядчик строительства — ОАО «Технопромэкспорт» из Москвы. Оборудование поставляло чешское предприятие Mavel, а также представители сербской компании. Большинство строителей было из Минска, но подключались и специалисты из Витебской области. Они работали вахтовым методом.
— Среди строителей была определенная конкуренция, так как в этой сфере сегодня найти хорошую высокооплачиваемую работу непросто, — считает собеседник. — Кроме того, если россияне строили ГЭС по всему миру, а чешское оборудование есть, в частности, на Гродненской гидроэлектростанции, то белорусские специалисты впервые столкнулись с подобным объектом. И это, конечно, был большой опыт для наших строителей.
Станцию ввели в эксплуатацию 30 июня 2017-го. А буквально накануне, 31 июля, завершилась стройка Витебской ГЭС на 40 МВт — самой мощной в Беларуси. Ее «сестра» под Полоцком, мощность которой вдвое меньше — 21,66 кВт, побыла в роли лидера только месяц.
Но работники Полоцкой ГЭС не переживают, что отдали первенство по мощности Витебской ГЭС. За месяц работы им есть чем гордиться.
— Когда станция работала в тестовом режиме, мы выработали более 30 млн киловатт-часов. С июля началась промышленная эксплуатация, и объем выработки составил более 7 млн киловатт-часов. Сейчас отлаживаем разные режимы: надо понять реку, как она себя ведет.
В год ГЭС должна сэкономить 35 тысяч тонн условного топлива и выработать 112 млн киловатт-часов энергии.
— И это чистая, экологическая энергия! — восклицает Василий Велюго. — Много это или мало, судите сами. Если брать в расчет, что в среднем в месяц семья потребляет 200 киловатт, то выходит, что мы обеспечиваем электроэнергией порядка 50 тысяч семей. Умножаем на три — среднее количество домочадцев. Это уже 150 тысяч человек — население довольно крупного города или четырех средних районов в Витебской области. Конечно, я беру в расчет только бытовое потребление, для промышленности были бы совсем другие цифры.
Здесь все впечатляет, но очень скоро с непривычки мы устаем от шума механизмов и воды. Но это совсем не пугает голубей, которые живут на плотине.
— Как вы думаете, почему птицы облюбовали ГЭС? — спрашиваю у Василия Петровича.
— А бог их знает. Раньше, пока шла стройка, им нравился административно-бытовой корпус, а потом переселились сюда, ближе к воде.
В перспективе на Западной Двине хотят построить еще две ГЭС — Верхнедвинскую и Бешенковичскую, а также судоходный канал.
Только цифры
Полоцкая ГЭС — это:
Установленная энергетическая мощность — 21,66 тыс. кВт
Годовая выработка электроэнергии — 112 млн кВт⋅ч
Годовая экономия топлива — 35 тысяч тонн условного топлива
Срок эксплуатации станции и ее оборудования — 50 лет, гидросооружения — 100 лет
Стоимость работ по проекту — 142,7 млн долларов.