Взорваны и убиты. Каких храмов Минск лишился в послевоенные годы и почему священники - герои
В Галерее TUT.BY прошла лекция объединения «Историка» о вере при советской власти. Мы вспомнили о храмах Минска, которые пережили две мировые войны, но были уничтожены в мирное время коммунистами, а также о простых прихожанах и священниках, которых по данным историков, мучили и убивали тысячами.
«Наследие Минска богаче». Восемь уничтоженных храмов
Вторую мировую войну пережили полностью все храмы Минска. Те, что были повреждены, подлежали реставрации. С помощью экскурсовода Алексея Завадского мы вспомнили о восьми, которые были уничтожены в послевоенные годы.
— Наследие Минска значительно богаче, чем мы можем увидеть сейчас, — сказал он. — Много зданий мы утратили: они или уничтожены, или перестроены. В 19-м веке это были последствия национально-освободительных восстаний против Российской империи, в 20-м веке — борьбы с религией.
Доминиканский костел Томаша Аквинского
Завадский считает, что это самый красивый и интересный утраченный храм Минска. Построен он был вместе с монастырем в начале 18-го века в честь очередной победы наших предков над Московским княжеством.
После второй мировой войны планировалось восстановление поврежденного костела, на это даже была получена контрибуция от Германии, но его снесли — негожий был фон для памятника Сталину.
В августе 2016 года Совмин постановил придать территории, где находился храм, статус историко-культурной ценности — фундамент сохранился. О восстановлении здания на государственном уровне речь пока не ведется, но энтузиасты показали как бы оно выглядело в окружении существующей застройки на пересечении улиц Энгельса и Интернациональная.
Бенедиктинский костел Святого Войцеха
Костел и монастырь бенедиктинок вместе с кладбищем находились на месте современных кинотеатра «Победа» и Генпрокуратуры.
Изначально здесь находился первый протестантский храм Минска — деревянный кальвинистский сбор 16-го века. В его честь назвали и улицу — Сборовая (сейчас — Интернациональная).
С захватом Речи Посполитой Россией костел перестроили в православную церковь. Здание пострадало в войну, но советские власти реставрации предпочли снос.
Казанская церковь
Церковь построили на территории современной площади Мясникова в 1903 году — незадолго до краха Российской империи. В межвоенный период здание сначала использовали как клуб, а в 1936 году взорвали. За этим действием наблюдали члены правительства БССР: Гикало, Голодед, Червяков. Они стояли на балконе Дома правительства.
Завадский напомнил, что подрывник Петр Григоренко позже отказался взрывать храмы. Его лишили генеральского звания, упрятали в психбольницу. В 1977 году он уехал в США, стал знаменитым диссидентом.
На месте церкви находится пустырь, фундамент сохранился.
Архиерейское подворье
При Российской империи возникла необходимость создания в захваченном Минске епархии — так и было построено Архиерейское подворье с церковью: сначала деревянной, а позже каменной. От подворья сохранился так называемый Юбилейный дом (пр. Независимости, 24).
В межвоенные годы вместо церкви был построен Дом офицеров. Архитектор Иосиф Лангбард даже сохранил несколько церковных стен. В подвалах Дома офицеров видна старая кладка.
Лютеранская кирха
Лютеранская кирха была построена в 1846 году на месте сгоревшей десятилетием ранее, напротив современного универсама «Центральный». В Минске тогда жило всего несколько десятков тысяч человек и район нынешней Октябрьской площади был городской окраиной.
Кирха была повреждена во время Второй мировой войны и стала жертвой послевоенной застройки главного проспекта.
Лютеранское кладбище находилось при другой кирхе — в Немецкой слободе (нынешний Лютеранский сквер). Многие современные минчане узнали о его существовании только в этом году — когда при расширении улицы Карла Либкнехта найденные человеческие останки, кресты и надмогильные плиты рабочие вывозили на горсвалку.
Хоральная синагога
Одно из немногих в Беларуси зданий в мавританском стиле — хоральная синагога на современной улице Володарского. Оно сохранилось до сих пор, но в послевоенные годы было перестроено под драматический театр имени Горького.
Также здание синагоги успело побыть кинотеатром «Культура». В нем в 1926 году состоялась премьера первого белорусского художественного фильма «Лесная быль», о противостоянии СССР и Польши.
Холодная синагога
По мнения ряда историков, именно это здание было самым старым в Минске. После его сноса первенство перешло к Петропавловскому собору, который находится по другую сторону улицы Немига.
В дореволюционном Минске насчитывалось около полусотни синагог. Завадский уточнил, что большая их часть посещалась представителями конкретной профессии, но Холодная использовалась всеми.
При расширении Немиги и строительстве здания «Белпромпроекта» синагогу уничтожили. Фундамент сохранился, так как это место не застроено.
Мечеть
Татары живут на территории Беларуси со времен Витовта. В Минске они кучно осели в районе современной гостиницы «Юбилейная» и Дворца спорта. Там в начале 20 века они и построили каменную мечеть.
Здание хорошо сохранилось во вторую мировую войну, но было взорвано при застройке нынешнего проспекта Победителей, а тогда Парковой магистрали, в 1962 году. На месте мечети сейчас находится одноэтажная пристройка к отелю с рестораном.
В 2016 году в Минске снова появилась мечеть — на улице Грибоедова. Она похожа на старую.
«Не отреклись от веры». Пять убитых священников
Автор экскурсии «Минск новомучеников» Татьяна Хоменкова рассказала о нескольких репрессированных священниках, чья деятельность на разных жизненных этапах была связана с Минском. Они не отрекались от веры даже когда за это им было обещано сохранить жизни.
Серафим Жировичский
Священник впервые посетил Минск в 1916 году как послушник мужского монастыря Святого Духа. Во время второй мировой войны он открыл 74 православных церкви на территории восточной Беларуси.
С наступлением советской армии Жировичский отправился в Гродно, но дальше не поехал. Сотрудничество с немцами ему припомнили в 1944 году. Хоменкова уточнила, что воспоминания очевидцев его смерти расходятся с официальной версией (разрыв сердца): его привязали к двум машинам, которые разъехались в разные стороны.
Валериан Новицкий
Новицкий — сын деревенского священника. Он оставил учебу в БГУ после его смерти и поехал проповедовать в отцовский храм.
«Становится все хуже. Почти в каждой деревне моего прихода организуются коллективы. В них антирелигиозная пропаганда занимает одно из главных мест. Власти намеревались забрать церковь под ссыпку зерна, но люди отстояли!», — написал священник сыну незадолго до смерти.
Валериан Новицкий был обвинен в антиколхозной пропаганде и отправлен в слуцкую тюрьму.
«Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и священного сана. Я отказался. Как ты справишься с детишками?», — написал он жене. Та поддержала его. В 1930 году Новицкого приговорили к расстрелу и заставили вырыть собственную могилу.
Владимир Хираско
Хираско — минский священник, известный служением слепым детям в церкви, которая раньше находилась на месте нынешнего Дома правительства, при училище для слепых. Одновременно он преподавал в мужской и женской гимназиях.
Священник был трижды арестован советскими властями, провел около семи лет в заключении, ослеп. Один из арестов прошел по доносу, напечатанному в газете «Рабочий», где его обвинили в контрреволюционной деятельности. Скончался он в 1932 году в Смоленской области.
Его дочь Юлия также осталась в минской истории. Благодаря балерине городской театр оперы и балета получил приставку «Великий».
Митрофан Краснопольский
Хоменкова обратила внимание на активную борьбу священника с пьянством. Он был причастен к организации крестных ходов трезвости и запуску вагона трезвости, который ездил по Беларуси.
Во время первой мировой войны Краснопольский регулярно ездил на фронт и общался как с военными, так и мирными жителями.
В 1919 году он был арестован по обвинению в «белогвардейском заговоре» и расстрелян.
Мелхиседек Паевский
Паевский работал на минской кафедре во время активных репрессий коммунистов. Когда он первый раз приехал служить в Кафедральный собор, там было всего шесть верующих.
В Минске он служил пять лет и занимался благотворительностью, расходовал в том числе собственные деньги. Затем уехал жить в РСФСР. Умер после серии арестов и пыток, во время литургии.