Горсовет одобрил проект благоустройства Тришинского кладбища
Депутаты горсовета одобрили концепцию по охране, консервации и благоустройству историко-культурной ценности «Трышынскія могілкі». Ее представили депутатам автор и вдохновитель — доцент кафедры архитектурного проектирования и рисунка БрГТУ Николай Власюк и молодой архитектор УП «Брестреставрацияпроект» Антон Корнейчук. Впервые появилась возможность увидеть рассчитанный на перспективу проект в фотографиях, чертежах и эскизах в 3D-формате.
Сохранить, снести нельзя
Тришинское кладбище — второе в Беларуси после Кальварийского в Минске, имеющее статус историко-культурной ценности. И единственное, где планируется создать лапидарий. А ведь все могло пойти совершенно по другому сценарию. Закрытое для погребений в 1969 году, оно могло быть снесено абсолютно на законных основаниях. Некоторые городские архитекторы рассматривали возможность строительства новых объектов в этом «выгодном» месте в центральной части города. Но это как раз-таки запрещено законом. Зато можно было создать парк для «тихого» отдыха с единственной охраняемой государством могилой — известного украинского писателя, предводителя уездного дворянства Александра (Олексы) Стороженко. Но история и люди распорядились мудрее.
Брестский архитектор-реставратор Николай Власюк в 1996 году получил сертификат специалиста ЮНЕСКО по консервации и охране старинных кладбищ. Его научное исследование так и называлось: «Старинные кладбища Бреста». Автор выявил в городе 75 некрофаций: крупных некрополей, как Тришинский, и небольших локальных захоронений. Накопилось достаточно аргументов, чтобы инициировать придание самому старому из сохранившихся кладбищ статуса историко-культурной ценности.
Недавно здесь был обнаружен надмогильный крест, относящийся к 1834 году. Но, как полагает Николай Власюк, история кладбища гораздо «старше». В этом некрополе нашли упокоение запечатленные в истории города личности: первый директор Брестского кадетского корпуса генерал-лейтенант Александр Гельмерсен, отец Василий (Серно-Соловьевич) — Брестский благочинный, чьим попечением возведен Свято-Симеоновский собор, Екатерина Георгиевна Стеллецкая, мать известного художника «парижской школы» Дмитрия Стеллецкого, владелец пивоварни барон Таубе…
Предложение о придании этому объекту особого статуса поступило в Совмин в 2013 году. 2 августа 2016 года постановлением правительства Тришинское кладбище в Бресте объявлено историко-культурной ценностью регионального значения.
Каким оно предстанет потомкам?
Ограда и въездная брама — это то, с чего предлагается начать. Денег на все про все сразу не хватит, а обеспечить сохранность объекта на этом этапе — пожалуй, самое важное. Кроме того, к 1000-летию города хотя бы со стороны ул. Московской «Трышынскія могілкі» должны предстать в ином виде.
В соответствии с концепцией, ограда должна быть бетонной и непроницаемой со стороны оживленной магистрали. Но не безликим стандартом, а состоять из оригинальных, изготовленных заводским способом фрагментов (или секций), которые можно по желанию варьировать. В основе художественного решения — наложение крестов, что отсылает к нашим традициям и дает «подсказку» о характере скрытого за стеной объекта.
«Одна из мотиваций, — поясняет Николай Власюк, — создание за этой стеной камерности, особого настроя для размышлений и медитации посетителей Города Мертвых. А въездная брама в виде арки символизирует переход из мира живых в иной мир».
Как в Лондоне и Варшаве
Очень интересен подход, положенный в основу концепции. Это так называемая романтическая реставрация («организованная запущенность»). Надгробия сохраняются в существующем виде. Разрешается уборка и вывоз мусора, но не фрагментов надгробий и оград, к какому бы периоду истории кладбища они ни относились. Вырубается кустарник (а где-то и не вырубается). Отдельные старые и высохшие деревья фрагментарно включаются в общую композицию. Восстанавливается историческая трассировка аллей и дорожек. Формировать ландшафт в этом случае должен садовник-художник. Такая методика использована, к примеру, при музеификации Хайгейтского кладбища в Лондоне, а также на еврейском кладбище в Варшаве.
Лапидариум для старинных ценностей
На Тришинском кладбище сохранилось много надгробий, представляющих художественную ценность. Обнаружено надгробие царского периода, где эпитафия — это руны, которые может прочесть только специалист (они не похожи на скандинавские). Много редких образцов чугунного литья и ковки.
Для аварийных высокохудожественных и исторических надгробий и оград, не поддающихся реставрации, предлагается построить лапидариум. Это отдельное крытое строение с прозрачными стенами, где поддерживается оптимальный температурный режим. А в местах захоронений взамен аутентичных надгробий появятся их муляжи в натуральную величину.
Современные надгробия, если их пожелают установить в экстренном или плановом порядке родственники умерших, должны быть типовыми и иметь в высоту не более 1 м.
По примеру Кальварийского кладбища в Минске предлагается также по периметру некрополя создать колумбарную стену для коммерческих захоронений в урнах.
Восстановление Свято-Троицкой церкви
Кладбищенская Свято-Троицкая церковь утрачена в 1960-х годах. Но, к счастью, ее проектные чертежи сохранились. Дошли также фотографии, на которых посетители кладбища запечатлены рядом с этой церковью.
«Будет ли на Тришинском кладбище церковь и когда — этот вопрос открыт, — комментирует Николай Власюк. — Но мы должны предоставить потомкам такую возможность. В этом вопросе, как и в целом при воплощении концепции, необходимо сотрудничество представителей всех традиционных религиозных конфессий. Я — за то, чтобы это был экуменистический храм. Ведь до 1944 года, когда кладбище стало коммунальным, оно разрасталось стихийно, здесь хоронили не только православных, но и католиков, евреев, мусульман».
Разработчик концепции уверен, что ему удастся защитить ее на методической раде при Министерстве культуры. Но прежде всего историко-культурная ценность «Трышынскія могілкі» предполагает установку охранной доски, разработку проектов зон охраны, назначение научного руководителя. И, непростой вопрос по нынешним временам, выделение бюджетных средств на поэтапное благоустройство некрополя.