Второй раз в первый класс. Как Аня снова пришла на линейку - не ученицей, а сельской учительницей
На эту школьную линейку Аня собиралась тщательно. Волновалась. Несколько раз меняла платья и наконец остановилась на скромном бело-черном наряде. Ее волнение было сродни тому, которое чуть больше 15 лет назад она испытывала, впервые придя в первый класс. И вот в ее жизни все повторилось — только в этот раз она не ученица, а учительница.
Агрогородок Обухово находится недалеко от Гродно. Средняя школа здесь появилась ровно 40 лет назад и сегодня, несмотря на то, что находится в сельской местности, больше напоминает городскую. Есть несколько спортивных залов, свой кукольный театр, работает образцовый танцевальный коллектив. Здесь учатся ребята не только из агрогородка, но и из окрестных деревень. Примечательно, что большинство родителей, которые сейчас собрались на линейку, тоже в свое время заканчивали эту школу. Учебное учреждение в агрогородке, как и в любом другом небольшом населенном пункте, — один из центров общественной жизни. Поэтому неудивительно, что взрослые, пришедшие сюда, поздравляют друг друга с началом учебного года, как с праздником.
Первоклашки перед линейкой волнуются. Некоторые даже плачут. В общем, всё как обычно. Аня тоже волнуется, но пытается держать себя в руках, понимая, что ее волнение заметят дети.
— А для них я должна быть авторитетом, — руки у Ани, конечно, дрожат. Вот-вот надо выходить перед всеми на школьный двор. Как бы в суете никого не забыть, ведь своих первоклашек Анна Витченко сегодня видит впервые.
Худенькая, она напоминает скорее ученицу выпускного одиннадцатого класса. Однако выпускницы здесь в традиционной коричневой форме, поэтому затеряться среди школьниц не удается. Аня набирает побольше воздуха и идет вперед. Дети гуськом спешат за ней.
— Линейка прошла, как одна секунда. Все пролетело очень быстро — и приветствие, и запускание шариков, и школьные песни, — говорит молодая учительница и ведет своих деток в первый класс, туда, где они будут заниматься этот год.
И хоть классные комнаты для юных учеников находятся в здании садика, однако это уже не дошкольное учреждение, а настоящая школа. Маленькие ученики не совсем понимают, чего от них хотят все эти взрослые люди. Молодая учительница просит назвать детей свои имена, но первоклассники стесняются и молчат. Им еще многому придется научиться. Как и их первой учительнице.
— Я, конечно, волнуюсь, но у меня все-таки достаточно хорошие теоретические знания. Практики, конечно, не очень много пока, но здесь в школе есть хороший куратор — моя коллега из параллельного класса. Она опытный педагог. Хорошо, что в этом году тут набралось два первых класса. В каждом — по 17 человек. Надеюсь, мне помогут, когда будет очень трудно. А учителем младших классов я мечтала быть со своей первой линейки. Именно тогда подумала, что буду вот так вести своих учеников, как сейчас нас ведут. Правда-правда, — смеется Аня.
От общих рассуждений она переходит к конкретному. В школу в Обухово она приехала по распределению. Впрочем, этому Аня только рада: она заканчивала бюджетное отделение в Гродненском университете и говорит, что однокурсникам с платной формы обучения самостоятельно работу найти гораздо сложнее.
— По распределению надо отработать два года, а учителя начальных классов выпускают своих воспитанников через четыре года обучения. Вы собираетесь остаться тут после обязательной отработки обучения?
— Если честно, не задумывалась. За эти два года может произойти всякое. Может быть, выйду замуж и уеду с мужем. А может быть, наоборот — найду здесь свою любовь и останусь в Обухово. Я сама из Гомельской области, тоже жила в маленьком поселке, поэтому привыкать к сельской жизни мне не надо. Не думаю, что здесь есть какие-то особенности.
В разговор вступает директор школы Кристина Исерлис:
— Чтобы удержать молодого специалиста, ему, конечно, надо предоставить хорошие условия. И работы, и проживания. Мы стараемся помочь в этом плане. Три года, согласно коллективному договору, им выплачивается каждый месяц надбавка к зарплате — ведь она у молодых специалистов не очень высокая.
Размеры своего заработка Аня пока еще не знает, однако надеется, что ей будет хватать.
— А что с жильем?
— Мне помогли найти комнату у местной жительницы. Очень хорошая семья. Дети у моей хозяйки уже взрослые и разъехались. Она приняла меня как родную. Есть возможность получить общежитие, но пока так, а дальше будет видно.
А пока Аня начинает свой первый урок.