Без оценок, дневников и всего 5 часов в неделю. Как учатся дети, которые третий год не ходят в школу
Антон учится в 5-м классе, его брат Максим — в 4-м. Но 1 сентября мальчишки в школу не пошли. Учебный год для них начинается на неделю, а то и две позже, чем у остальных. У ребят нет дневников, они не встают по будильнику и сидят на уроках всего 5 часов в неделю. Антон и Максим уже третий год учатся дома. TUT.BY узнал, почему родители перевели сыновей на индивидуальный план обучения, и какая от него польза.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/09/1472739512065777.jpg)
Забрать из школы, чтобы вернуть интерес к учебе
Все началось с младшего сына Максима, а точнее, с его нежелания ходить в первый класс.
— Первые полгода он себя превозмогал, а в начале весны пошел категорический отказ. Мы и раньше замечали, что он не очень любит эту коллективную систему. И в детском саду, и в первом классе ему попадались педагоги советской закалки. Из тех, которые стремятся, чтобы все было под линеечку, — объясняет отец мальчиков, Мариан Голуб.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/09/1472739512124669.jpg)
Когда неприязнь к школе стала совсем явной, родители договорились с учительницей, что Максим последние 3 месяца учебного года будет заниматься дома. Педагога это предложение обескуражило, но она согласилась попробовать.
— Договориться можно обо всем. Даже бюрократию можно обойти, и это не вопрос денег, просто нужно вести себя дипломатично. Не нужно идти на конфликт, нужно искать точки соприкосновения. Для нас ею стала забота о ребенке.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/09/1472739512145827.jpg)
Чтобы привить интерес к чтению, который за полгода школы совсем заглох, родители начали регулярно водить Максима в библиотеку. Там он сам выбирал себе книги. Когда в конце мая мальчик пришел на контрольное чтение, серьезных проблем учительница не заметила. Родители решили, что эксперимент прошел удачно, и на следующий год перевели на индивидуальный план и старшего сына Антона.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/09/1472739512161141.jpg)
— Это сделало наш образ жизни более напряженным: нужно составлять расписание кружков, подстраивать свой рабочий график. Зато плюсы тоже есть. Я не помню, когда последний раз ходил на родительское собрание или участвовал в «поборах», — смеется отец.
Как убедить директора в пользе индивидуального плана
Кодекс об образовании гласит, что учиться по индивидуальному плану имеют право одаренные школьники и те, кто не может посещать занятия по уважительным причинам. В этих случаях препятствий со стороны администрации школ не должно быть, уверяют в Минобразования.
Часто родители, которые хотят обеспечить детям гибкий подход к учебе, считают это уважительной причиной, а директора школ — нет. В этом и заключается главная трудность. Мариан общается с семьями, которые думают перевести детей на индивидуальный план, и говорит, что обычно добиться этого сложно.
— Очень немногие директора адекватно смотрят на ситуацию. Они никогда с этим не сталкивались, им сложно принять, что здоровый ребенок может индивидуально учиться. Хотя у многих родителей появляются проблемы с администрацией школ, потому что они сами фанатично относятся к этому. Начинают «наезжать» на школьную систему, идут на конфликт. А нужно быть дипломатом.
Директор школы, где учатся Антон и Максим, не возмутилась идее учить мальчиков дома. Мариан считает, что спокойный тон разговора и аргументы убедили ее в адекватности родителей. А еще директора обрадовало то, что семья сама позаботилась о педагоге: не пришлось обременять никого из школьных учителей.
Получив «добро», Ольга и Мариан написали заявление и составили с завучем индивидуальный учебный план. Сошлись на том, что Антон и Максим будут приходить в школу в конце каждой четверти на проверку знаний. В этом году, правда, график поменяется. Мальчики будут писать самые важные контрольные вместе с одноклассниками.
5 часов в неделю на уроки
— В школе ребенок тратит 5 часов в день на занятия, а на индивидуальную работу времени уходит в 5 раз меньше. Это или один час в день, или один день в неделю, — говорит отец.
Учительница Татьяна Александровна приходит к мальчикам по средам и занимается с ними одновременно: пока один слушает новую тему, второй выполняет задание, и наоборот. Уроки длятся 3 часа (еще 2 часа в неделю ребята занимаются английским). В конце учительница задает «домашку», которую Антон и Максим выполняют в течение следующей недели. Дневников у ребят нет, как и оценок.
— В школе они получают четвертные и годовые отметки, но мы не акцентируем на этом внимание. Татьяна Александровна, конечно, переживает за оценки, но мы ее успокаиваем, — смеется Мариан. — Для нас это не критерий. Сдадут на семерку, а не на десятку, и хорошо. Главное — стремление к познанию и желание развиваться.
Сыновей Мариан с Ольгой тоже учат не нервничать из-за результатов контрольных.
— У них все предметы нормально идут, а если оценка низкая, мы стараемся объяснить, что, возможно, переволновались, или тема неинтересная. Это нормально, во взрослой жизни тоже так бывает.
Учителя для сыновей Ольга Голуб искала по одному критерию — доброте.
— Не знаю, где она это прочитала, но это было мнение профессионала, что педагог в детском саду и начальной школе должен быть в первую очередь «доброй тетей» и только во вторую профессионалом. «Добрых теть» в школе легко определить. На переменах вокруг них так и вьются ученики, — объясняет Мариан.
Татьяна Александровна — профессиональный учитель (работает в начальных классах), при этом она «добрая тетя» и согласна учить Антона и Максима не так, как в школе: не ставить им оценок и объяснять по пять раз, если нужно. Не все педагоги принимают такие «вольности», говорят родители. Из своего опыта они сделали вывод, что учителям с большим стажем в системе образования трудно менять привычный подход к работе.
За занятия с Антоном и Максимом родители платят учительнице 10 рублей в час. В Минске расценки на такие услуги, конечно, выше, уточняет Мариан.
Научить учиться без учителей
1 сентября для школьников день одновременно радостный и грустный, а для Максима и Антона — обычный. Их учебный год начинается на неделю, а то и на две позже, чем у их одноклассников (и заканчивается он обычно на неделю-две раньше, с последними контрольными).
Обучение по индивидуальному плану освободило Антону и Максиму много времени, которое они проводят в кружках и секциях. В прошлом году мальчики 3 раза в неделю ходили на музыку, 3 раза — в бассейн, 1 раз на робототехнику. Младший еще дважды в неделю занимался танцами, а старший изучал мультипликацию. Кроме того, ребята занимаются английским и регулярно ходят в библиотеку, где каждый раз набирают по 5−6 книжек.
— Люди, которые узнают, сколько у нас секций и кружков, очень удивляются. При обычном школьном расписании все это невозможно было бы успеть, — кивает Мариан.
Вернутся ли дети когда-нибудь к этому расписанию, семья не знает. Антон в этом году перешел в пятый класс, и у родителей была мысль снова посадить его за парту (он не возражал). Ольга и Мариан не знали, сможет ли Татьяна Александровна учить его по программе средней школы. Она согласилась заниматься с ним русским, белорусским и математикой, поэтому родители решили оставить сыновей на индивидуальном плане еще минимум на полгода. Правда, вопрос с остальными предметами в программе пятиклассника пока открыт.
— Еще одна цель нашего индивидуального плана — научить их учиться самостоятельно, чтобы через пару лет они могли обойтись без педагогов. Поэтому сейчас мы с пятиклашкой попробуем ввести систему, чтобы он мог самостоятельно учить остальные предметы. Есть учебник, если что-то непонятно — в интернете прочитал или посмотрел видеоролик. А учитель потом проверит уровень знаний, — объясняет отец.
А как же отношения с людьми?
— Школа в своей нынешней форме не готовит людей к самостоятельной жизни, не учит их принимать решения. У сыновей остается много свободного времени, они ходят в кружки, пробуют, смотрят, что им интересно. Наша задача, чтобы к концу школы они поняли, чем хотят заниматься в жизни. Важно, чтобы они были довольны своей профессией. Мы хотим дать детям больше свободы.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/09/1472739512322855.jpg)
Так рассуждают не только Ольга и Мариан. По неофициальным данным, в Беларуси сотни семей, которые выбирают индивидуальный план обучения. При этом среднестатистические мама и папа все еще считают такое решение, мягко говоря, оригинальным. Семья Голуб на свою «сторону силы» никого не привлекает. Посторонние люди обычно узнают про индивидуальный план случайно. Реагируют по-разному.
— Очень бурная реакция у людей, которые как-то фанатично относятся к школьной или домашней системе образования или в нас начинают видеть фанатизм. Самый частый вопрос про социализацию. Никто до конца не понимает, что это такое, но все спрашивают: «А как же социализация детей?», — говорит Мариан.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/09/1472739512341717.jpg)
От одноклассников они давно отдалились. Зато у них есть друзья во дворе и в приходе (семья Голуб исповедует католицизм), большая семья и множество знакомых в кружках. Мариан не считает, что учеба на дому помешает его сыновьям справляться с трудностями или заводить друзей.
— Я думаю, что мои дети будут лучше приспособлены к реальной жизни хотя бы потому, что они сталкиваются с большим количеством жизненных ситуаций. В школе ребенок все время находится в одном и том же месте и в одном и том же окружении. Они же постоянно двигаются, с разными людьми общаются, особенно на кружках. Да и семья у нас большая. Конкуренции, оценивания и конфликтов в их жизни и без школы хватает.