Когда мы заживем при «электронном коммунизме»
Команда SYMPA/BIPART презентовала два новых исследования по настоящему и будущему электронного правительства (e-government) в Беларуси.
«К счастью, все меняется»
Приглашенный эксперт Андрей Сушко (сотрудник центра правовой трансформации LAWTREND) на этой презентации отметил, что по индексу электронного участия Беларусь находится на 76 месте, а была еще сравнительно недавно на 92:
«Есть пять эволюционных стадий становления электронного правительства.
Первый этап – это когда граждане могут получать необходимую информацию на соответствующих сайтах.
Второй этап – получение необходимых документов на этих же сайтах, скачать бланк, получить информацию, как оформить тут или иную справку.
Третий – это уже интерактив. Вы сами учитесь заполнять то или иное обращение и т.д., к примеру, записываться, например, к врачу, другому специалисту.
Четвертый этап – учет и контроль за ходом того или иного обращения гражданина.
Пятый этап – полностью интегрированное присутствие государства в рамках единого портала, готовое давать ответы на те или иные запросы любого гражданина.
Мне задают вопрос иногда: а зачем вообще электронное правительство? Я отвечаю: в Эстонии ты можешь открыть свой ноутбук и за семь минут зарегистрировать юрлицо, открыть банковский счет и т.д., получить регистрацию и начать вести бизнес, получать договоры от своих контрагентов, подписывая своей электронной подписью.
Вот только для оформления брака придется сходить к нотариусу.
На каком этапе вышеприведенной шкалы находится Беларусь?
Я считаю, что мы находимся на втором этапе с некоторыми признаками третьего. Правда, к счастью, вс е меняется. Надеюсь, что к лучшему.
И я абсолютно уверен, что и мы, и наши дети будут жить при электронном коммунизме. Весь вопрос, когда он наступит».
Блокчейн как кардинальное средство борьбы с коррупцией
Руководители SYMPA Дмитрий Маркушевский и Наталья Рябова, а также приглашенный эксперт (IT-технологии) Виталий Кухарчик представили свое исследование по стремительно набирающей обороты во всем мире технологии блокчейн*.
Как поднять доверие к власти
Дмитрий Маркушевский: «В Беларуси в последнее время серь езно выросло внимание к формированию электронного правительства.
В своем исследовании мы решили рассмотреть возможность применения для целей электронного правительства технологии "блокчейн", которая активно используется в ряде стран и показывает отличные результаты в сфере электронной коммерции и криптовалюты, то бишь биткоинов.
Правила работы этой системы такие, что новые договоры при совершении той или иной сделки рассылаются всем участникам в зашифрованном виде. Это значит, что все знают о том, что между участниками А и Б заключается контракт, и заверяют его, как «коллективный нотариус», не вдаваясь в зашифрованные детали, но гарантируя то, что эти детали не будут меняться «задним числом».
Технологии блокчейн лучше всего применяются в тех сферах, где требуется хранение, постоянная обработка и обновление больших объемов защищенных данных. И самую очевидную пользу они могут привнести в работу регистра недвижимости. В этом регистре в Беларуси уже находится около восьми миллионов записей о сделках и объектах недвижимости и каждый месяц добавляется еще по сто тысяч.
При этом многочисленные посредники, как государственные, так и частные исключаются из процесса совершения той иной сделки. То есть, грубо говоря, на лапу никому давать не надо. Потому и доверие к государственной власти растет.
Про быстроту совершения той иной операции в блокчейне уже и говорить не приходится.
Если мы хотим приблизиться к статусу передовой страны и создать реальное электронное правительство, то надо обязательно внимательно присмотреться к этой системе».
Пример сделки с использованием блокчейна привел Виталий Кухарчик: «Допустим владелец какого-то дома решил продать дом. В интернете он нашел потенциальную покупательницу. Стороны обговаривают, не сходя со своих мест, условия сделки. Они составляют договор, транзакция по которому генерируется и посылается в сеть блокчейн. Там она всячески проверяется. Если вс е нормально, право собственности на дом переходит покупательнице. Запись об этом попадает во все нужные блоки сети, а деньги от продажи дома отправляются его уже старому владельцу».
Чтобы не создалось у кого-то впечатление некой кажущейся «фантомности» системы, многие страны мира уже успешно е е внедряют. Еще больше стран к этим примерам присматриваются.
Например, в Гондурасе, где существовала страшная коррупция, после использования блокчейн-технологий удалось сделать процедуру регистрации прав собственности прозрачной и защищенной.
В Украине блокчейн-технология находит применение в создании автономных систем по приватизации госимущества. Пилотный проект проходил в Одессе и области, там и были проведены первые аукционы. Результатами пилотного проекта власти остались довольны, и 23 марта 2016 года в Киеве состоялось подписание меморандума о развитии и внедрении системы децентрализованных онлайн-аукционов в государственных учреждениях.
В Грузии на основе технологии блокчейн планируется реализация проекта по правам собственности на землю. Договор заключен между Национальным агентством государственного реестра Грузии и компанией BitFury. Сейчас, чтобы купить/ продать землю в Грузии, надо заплатить от 50 до 200 долларов в зависимости. Ожидается, что с внедрением системы блокчейнов эта же услуга будет стоить 5-10 центов.
В Эстонии с 1 декабря для онлайн-резидентов стал доступен ряд нотариальных услуг с использованием технологии блокчейн.
В России на самом высоком уровне уже рассматривают эту систему.
В Беларуси ею очень заинтересовался Национальный банк РБ.
«Нацбанк не один в поле воин»
Директор SYMPA Наталья Рябова призывает подождать реакции правительства на инициативы по «электронизации» Беларуси.
– Наталья, если взяться всерьез за внедрение электронного правительства, то когда это может произойти на практике?
– Если взяться всерьез, то уже через год можно ожидать появления цифровых сервисов на основе блокчейна, которые коренным образом упростят и удешевят большинство электронных процедур для белорусских граждан. Скажу прямо, тут горизонт планирования работы не сумасшедший.
– А каковы реальные шансы интенсификации данного процесса?
– С одной стороны, мы видим интерес со стороны Национального банка если не внедрять, то как мини е правительство и не все люди, принимающие решения, посему сложно говорить, насколько серьезно в этом будут заинтересованы остальные госорганы и лица, принимающие решения. Поэтому мы как исследователи вносим свои предложения. А решать за всех мы не вправе.
– Из прошедшей презентации исследований получается, что пока один Нацбанк и заинтересован в «электронизации» Беларуси.
– Я бы так не сказала. Просто Национальный банк является одной из структур, координирующей усилия в области формирования цифровой экономики и цифрового общества. Но это не означает, что, условно говоря, Нацбанк один в поле воин. К примеру, на совещании, посвященном электронному правительству, присутствовали представители всех госорганов, причастных к этой инициативе. К тому же есть специальная комиссия, возглавляемая первым заместителем премьер-министра Василием Матюшевским.
Более четкую картину по актуальности этой темы мы увидим, когда предоставим свои исследования всем заинтересованным государственным органам и получим от них отзывы.
*«Блокчейн» – дословно «цепь блоков» – технология, предложенная в 2008 году, как считается, неизвестным японским ученым под псевдонимом японца Сатоши Накамото для проведения транзакций с электронной валютой «биткойн».[1]