Мать пятерых детей: агрессию надо снижать не наказанием за шлепки
Вера Дашкевич, Sputnik
Детей бить нельзя, сразу обозначила свою позицию Вера Сердюк, супруга настоятеля прихода минского храма святителя Николая Японского и мать пятерых детей. Но поправки в российский кодекс, которые предусматривают уголовную ответственность за побои в отношении детей и близких лиц, она не поддерживает.
По ее мнению, эта практика не решит проблему насилия в семье. Более того, может спровоцировать новые точки напряжения.
Напомним, российский парламент принял, а президент подписал поправки в Уголовный кодекс РФ, которые предусматривают ответственность за побои, совершенные, в том числе, в отношении детей и других близких лиц. В Русской Православной церкви высказали обеспокоенность по этому поводу, что новая редакция статьи 116 УК РФ "Побои" может привести к уголовному преследованию, в том числе, и добросовестных родителей, наказывающих детей "умеренно и разумно".
Мы изначально плохо относимся к детям
Проблему насилия в семье надо решать в другой плоскости, убеждена супруга священника. Шлепок по попе — это вершина айсберга, главная проблема — в другом, в общем и тотальном неумении строить отношения в семье.
"Мы изначально не относимся к детям хорошо. Это особенно заметно, когда ты выезжаешь за рубеж. Там гораздо более мягкое, нежное и принимающее отношение к детям, чем в Беларуси и России. В Израиле, если в автобус зашла многодетная мама, она в приоритете, все будут стараться ей помочь, она никогда не подумает, что она может кому-то причинять неудобство. У нас совсем по-другому. У нас мать постоянно оправдывается, что она родила. В итоге она считает нормой при всех одергивать своего ребенка одергивать — этим она как бы извиняется перед всеми за своего ребенка, за причиненные неудобства, а по сути предает его", — объяснила свою точку зрения Сердюк.
Ненасильственному воспитанию и поведению в семье надо учить. По мере сил, по ее словам, это пытается делать церковь. Подобные программы есть у православных и католиков.
Общественные движения, которые специализируются на борьбе против домашнего насилия, не очень активно, по мнению супруги священника, усердствуют в вопросе обучения — "это муторно и долго, проще инициировать подобные законодательные изменения", — полагает она.
Инициатива, может, и хорошая, соглашается Сердюк, но она должна приниматься комплексно — вместе с полномасштабным обучением людей жизни в семье.
"Проблема же в том, что у нас это насилие базовое. Шлепок — только верхушка айсберга. Неверно думать, что мы сейчас всех, кто шлепнул ребенка, пересажаем, оштрафуем, и это решит проблему. Не решит, это только озлобит", — заметила Сердюк.
Возможные практические последствия
Без комплексного подхода, эта норма может стать еще одним ударом по семье, полагает матушка.
"Потому что под такие законы может попасть любая мама, которая в раздражении отшлепала ребенка. Получается, за это она может даже сесть. Но ни ребенку, ни маме, никому в семье от этого не будет хорошо. Я вижу, чем это заканчивается на западе", — сказала Сердюк.
Опасается матушка, что подобная норма может спровоцировать всплеск доносительства — попыток соседей заявлять друг на друга.
"Я уже видела призывы "следите, вдруг там издеваются над ребенком", — заметила матушка.
Вера Сердюк не спорит с тем, что детей надо защищать, и с тем, что это задача, в том числе и государства. Но повторяет снова и снова, что не согласна с фрагментарным подходом к решению проблемы.
"Работая с женщинами, которые оказались в ситуации домашнего насилия, мы заметили, что те органы и международные организации, которые любят размышлять на тему насилия в семье и лоббируют принятие таких законов, сами очень редко делают что-то на практике. Как раз в плане защиты детей. Вот я смотрю, сколько малолетних беспризорников в России, мне кажется, занялись бы они лучше ими", — высказала свою точку зрения Вера Сердюк.
Третья опасность, которая, по мнению матушки, может возникнуть с началом применения этой нормы — это поощрение детской вседозволенности. Результатом такого воспитания может стать дезориентированный ребенок, не знающий границ.
Шлепок как традиция
На прямой вопрос — а вы своих детей шлепаете — матушка рассмеялась "не признаюсь". А потом добавила уже серьезно "задача родителей подготовить ребенка к будущей жизни".
"Родители отвечают за жизнь детей, за их сохранность. И если ребенок бежит на дорогу, а мама, пытаясь его остановить, в последний момент его хватает, может одернуть и сильно… Или когда дети дерутся, иногда их словами не разнять. Ребенка надо вовремя остановить", — объяснила свою позицию матушка.
Говорить о шлепке как традиции, характерной для православных нельзя, полагает матушка. Она рассказала, как в поисках формулы семейного счастья поднимала большой пласт белорусского фольклора. Выяснила, что в основе этого счастья было уважение, а не наказание.
"Нас поразило, как часто бабушки рассказывали, что у нас в семье у папы был большой авторитет. Он никогда не кричал, тем более никого не бил. Они говорили: "Мы понимали, что наше поведение может папу или маму огорчить", и для них это был самый большой сдерживающий фактор. Хотя многие признавались, что и мама под горячую руку могла "тряпкой зарядить", если дети мешали. Такое мы встречали, и маме было простительно", — рассказала супруга священника.
Семья — это всегда система правил. Когда правил нет, начинаются крики и шлепки, убеждена Сердюк.
"Если бы люди с самого начала понимали, как строится семья, как строятся отношения между мужчиной и женщиной, между детьми и родителями, было бы меньше насилия", — подвила итог Вера Сердюк.