В каких городах возведут китайское социальное жилье?

Источник материала:  
11.05.2016 16:38 — Новости Общества

Беларусь и Китай в последние годы активизировали двустороннее сотрудничество: в нашей стране работают тысячи китайских рабочих, а на реализацию ряда проектов банками КНР выделяются миллиардные связанные кредиты. Один из ближайших проектов - строительство в Беларуси социального жилья силами китайских компаний.

Министерство экономики Беларуси и министерство коммерции КНР подписали меморандум, согласно которому белорусская сторона получит от китайских партнеров технико-экономическую помощь размером в 50 млн долларов. Средства будут использованы для возведения социального жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Реализация проекта станет продолжением достигнутых в 2015 году двусторонних договоренностей. 

За счет китайских средств в Беларуси будет построено шестнадцать домов на 1 432 квартиры. Дома будут построены в областных и районных городах, их возведение должно быть завершено к концу 2017 года. Сообщается, что строительство будет проходить в Бресте, Витебске, Гродно, Гомеле, а также в Пинске, Орше, Буда-Кошелево, Мозыре, Бобруйске, Осиповичах, Светлогорске и поселке Юбилейном. Дома, которые будут построены при помощи китайских партнеров, станут собственностью государства: продавать, наследовать или сдавать в аренду их будет нельзя.

Китайская сторона возьмет на себя все расходы по строительству, разработке проектно-сметной документации и поставке оборудования и материалов.

Отметим, что один из крупнейших проектов, реализуемых на территории Беларуси силами китайских властей и на средства китайских же банков - индустриальный парк «Великий камень». Александр Лукашенко, который неоднократно давал понять, что реализация данного проекта важна для него лично и для страны в целом, в ходе недавнего послания к народу и Национальному собранию, раскритиковал процесс строительства парка. Президент подчеркнул, что работа на строительстве парка идет «из рук вон плохо», и пообещал, что в ближайшее время для разрешения ситуации будут приняты «жесточайшие меры». Сегодня, 11 мая, стало известно, что заместитель министра экономики Беларуси Александр Ярошенко назначен временным исполняющим обязанности главы администрации индустриального парка «Великий камень». Соответсвующее постановление Совмина было подписано еще 5 мая.

Помимо «Великого камня» едва ли не национальным стал проект по сборке в Беларуси китайских авто «Джили». Пока говорить об успешности обоих проектов не приходится: если индустриальный парк еще может показать положительные результаты (в частности, по привлечению инвесторов - у белорусских властей на Парк большие надежды, а сделанные законодательные уступки для потенциальных резидентов и вовсе беспрецедентны), то с китайскими авто ситуация пока мало обнадеживает. В апреле во время посещения президентом завода МАЗ тема развития в Беларуси автомобилестроения вновь была поднята Александром Лукашенко, который «придумал», куда будут девать китайские авто белорусской сборки: на них было предложено пересадить всех чиновников. Точнее, почти всех: за исключением, собственно, президента, премьера и вице-премьеров. Сами беларусы китайские авто покупают не очень охотно, зачастую их реализуют административным методом.

Стоит также отметить, что сотрудничество Китая и Беларуси чаще всего сводится к выделению нашей стране связанных кредитов. Эксперты полагают, что таковые не очень выгодны Беларуси, так как Китай строго блюдет, в первую очередь, собственные интересы: вместе с деньгами в Беларуси едет китайское оборудование и китайские рабочие.

Кстати, за минувший год Китайская Народная Республика стала одним из основных партнеров Беларуси. Правда, пока сальдо складывается не пользу Беларуси: при экспорте в 800 млн долларов, импорт из Китая достиг по итогам 2015 года 2,4 млрд долларов. Таким образом, пока Беларусь за счет связанных кредитов помогает скорее китайской экономике, нежели собственной, да и «переплюнуть» объем китайского импорта пока не получается. В целом же китайская сторона охотно принимает участие в реализации проектов в сферах энергетики, строительства, транспорта. Китай охотно покупает белорусский хлоркалий, а белорусские власти не менее охотно «осваивают» привлеченные китайские средства, в том числе, в регионах. Впрочем, иногда китайские кредиты играют злую шутку. В частности, такая ситуация сложилась с рядом цементных заводов, которые работали в убыток, а после получили китайские кредиты. В итоге по ним рассчитывалось государство, так как цементная отрасль по-прежнему убыточна, а гарантии по кредитам китайских банков берет на себя правительство.

Однако некоторые эксперты полагают, что отношения КНР и Беларуси не развиваются, а сжимаются. В частности, об этом говорится в 29-м выпуске белорусского внешнеполитического индекса, выпущенного Белорусским институтом стратегических исследований (BISS). В институте полагают, что все чаще белорусско-китайская дружба сводится к торжественному подписанию меморандумов и деклараций.

←У Гродна з дворыка дзіцячага хоспіса скралі туі

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика