Клюшка, косичка и… скамейка запасных. В Жлобине девочке-хоккеистке чиновники запретили играть
В 10 лет Катя Никитина решила пойти по стопам своего старшего брата Максима и заняться хоккеем. Поскольку девичьих хоккейных команд в ее родном Жлобине, как, впрочем, и любом другом белорусском городе, не было, Катю определили защитником в мальчишечью — в «Металлург-2004». Месяцы упорных тренировок — и о школьнице заговорили как о перспективной хоккеистке. Но вскоре в судьбу Кати вмешались спортивные чиновники.
Сегодня, наблюдая за тем, как Катя бесстрашно режет лед и ловко обводит соперника, сложно представить, что еще три года назад она еле стояла на коньках. За это время было все: синяки, ушибы, ноющие от нагрузок ноги… Но как ни пыталась мама Вероника убедить дочь, что хоккей — не женское дело, все безрезультатно. Оставалось одно — терпеливо возить юную хоккеистку из одного конца города в другой на ежедневные тренировки и втайне надеяться на то, что та вскоре повзрослеет и забросит не женский спорт. Но дочь не сдавалась. И уже через полгода занятий дела у нее пошли в гору.
А дальше — больше: участия в чемпионатах, первые победы, про Катю писали в газетах, а мальчишки-хоккеисты наконец перестали подтрунивать над игроком с косичкой, и даже выбрали ее капитаном своей команды. Кто мог подумать, что вскоре головокружительный успех сменится болью разочарования.
— Сверху пришло какое-то постановление, и нас теперь не допускают к чемпионатам. Сказали, девочкам играть в мальчишечьих командах не положено! До этого мы три года играли, два года подряд команда с участием Кати становилась чемпионом страны, а теперь вдруг почему-то стало нельзя! — недоумевает мама юной спортсменки.
У самой хоккеистки вот уже третью неделю глаза на мокром месте: «Хоккей — это мое все. Я столько трудностей перенесла, и теперь, когда появились результаты, кто-то решил, что мне нельзя играть, хотя во всем мире девочки выступают вместе с мальчиками».
В растерянности и тренер Кати — Андрей Добья. Никогда прежде он не видел, чтобы игрок Никитина плакала. Да что там Катя — у самого от обиды ком в горле.
— Два года назад нас забросали письмами с просьбой привлекать в хоккей девочек. О создании женской команды в Жлобине речи, конечно, пока не шло, но несколько человек отозвались. За два года Катя благодаря своему трудолюбию, силе духа и ответственности выросла в перспективного игрока. В команде ее зауважали, глядя на ее успехи, ко мне пришли заниматься еще две девочки, а теперь получается, что все зря, будто и не было тех трех лет?
В Федерации хоккея объясняют: в регламенте Открытого первенства и республиканских соревнований по хоккею с шайбой среди юношей не прописано участие девушек. Правда, сами же и признают — о запрете смешанных команд там тоже ничего не сказано. И все-таки спортивные чиновники предпочли прочесть документ по-своему однозначно.
— Несмотря на то что девочки и быстрые и ловкие, тем не менее они уступают парням физически. Во время матчей случаются жесткие столкновения, а в возрастной группе, где занимается Екатерина, со следующего года будет разрешено использование силовых приемов. Игроку-противнику ведь не объяснишь, что перед ним девочка. Лучше мы сейчас будем говорить об этом, чем потом лечить серьезные травмы и разбираться, кто прав, кто виноват, — комментирует решение специалист отдела развития и детско-юношеского хоккея Андрей Журавский.
В федерации уточняют — посещать тренировки Кате не запрещено. Вето распространяется лишь на ее участие в чемпионатах. Но каково это — тренироваться, заведомо зная, что к соревнованиям все равно не допустят?
История женского хоккея в Беларуси — как и история Кати Никитиной — коротка и драматична. В 2008 году в Гродно образовалась первая любительская женская команда, спустя сезон распалась из-за финансовых трудностей. Затем в Солигорске открыли отделение хоккея при Минской областной ДЮСШ: сформировали две группы, отучили, выпустили, но новые наборы так больше и не производили. В 2010 году в Беларуси все-таки появилась первая профессиональная женская хоккейная команда — «Пантера». Однако спустя три года из-за все тех же финансовых проблем она также оказалась на скамейке запасных. Сегодня спортивные чиновники открыто заявляют — в Беларуси женского хоккея нет. И это в то время, когда этим олимпийским видом спорта в стране по-прежнему продолжают заниматься около полусотни девочек.
Сейчас все они, как и Катя, стоят перед мучительным выбором — навсегда забросить краги или же переехать в более перспективную для женского хоккея Россию. Решиться на второй вариант непросто. Да странно, учитывая количество в Беларуси ледовых арен на душу населения.
А как у них?
В странах, активно развивающих хоккей, существует практика участия девушек в играх мужских детских команд.
К примеру, в Швейцарии девушки могут выступать за мужские команды в возрастной группе «Novizen» (14−16 лет). Затем, после заключения врача, тренера команды и тренера национальной команды могут продолжить выступать на юниорском уровне (16−20 лет). Вратари могут играть в любом возрасте.
В Финляндии существуют даже команды, составленные только из девушек, которые играют в детских мужских лигах. Так как девушки играют по правилам для мужских команд, для тренеров других команд неважно, выступают их игроки против девушек или мальчиков — это просто игроки других команд.
В России девочкам также разрешается играть вместе с мальчиками. В правилах оговорено, что они могут выступать в командах с мальчиками до 11−12 лет, находясь с ними в одной раздевалке, и старше — но при наличии отдельной раздевалки.