ПЕРВЫЙ БУКЕТ И ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО
Они были вместе с послевоенного 1946 года. Полина Тимофеевна и Павел Наумович Ермоленко полюбили друг друга с самого знакомства, с первого взгляда, первого букета полевых цветов, подаренных бывалым фронтовиком хрупкой девчушке с белорусского Полесья. Отпраздновали золотую, изумрудную свадьбы… Ничто не могло расторгнуть их прочный брак. Даже смерть.
Теперь Полина Тимофеевна живет воспоминаниями о муже, его боевых друзьях-товарищах, в повседневной заботе о детях — дочерях Наталье, Марии и Людмиле. А еще о внуках и правнуках…
Соберутся шестеро внуков в частном домике у самого оврага неподалеку от улицы Пролетарской и просят бабулю рассказать о войне. Полина Тимофеевна достает альбом с фотографиями мужа и заметками в местной газете и со слезами на глазах читает: «Совесть и честь сильнее материальных благ». Эти слова написаны на самой первой фотографии, где Павел — еще младший командир, автомобилист с двумя треугольничками в петлице. Статный, красивый, волевой. Таким он принял бой в районе Новороссийска в феврале 1942 года. Его 140‑я авторота 77‑й стрелковой дивизии Южного фронта попала в окружение. Отделению тяги, которым командовал младший сержант Павел Ермоленко, удалось прорваться с боем к морю и выстоять.
Когда гитлеровцы на Кавказе получили хороший урок и их войска стали отступать, уже обстрелянного бойца Ермоленко (получил легкое пулевое ранение в левое плечо) послали на курсы младших лейтенантов 3‑го Украинского фронта. В ноябре 1944 года с лейтенантскими погонами он вернулся на передовую и был назначен командиром стрелкового взвода 60‑го стрелкового полка 20‑й стрелковой дивизии 3‑го Украинского фронта. От начала Великой Отечественной до ее победоносного завершения в 1945 году прошел Румынию, Югославию, Венгрию, Австрию…
Победная весна была ознаменована цветами и пулями — 13 апреля ранен в правое плечо в Венгрии. День Победы встретил в военно-полевом госпитале № 3325, где находился на излечении. Орден Отечественной войны II степени получил за боевые заслуги на исходе войны. Его стрелковый взвод одним из первых ворвался в незнакомый венгерский населенный пункт, огнем и прикладами проложив путь нашим танкистам. А последняя точка им и его боевыми друзьями была поставлена в Австрии…
Бережно хранят в семье фронтовика награды и фотографии. Особенно ту, которую он прислал матери в деревню Бибики, на Мозырщину из румынского города Констанца с пометкой «Дождалась мама сына». А в октябре 1945-го Павел сам приехал в родные края в отпуск. Рассказывал землякам о словаках, тепло и сердечно встречавших наших воинов. Майские праздники, по его словам, в те незабываемые дни были радостными и счастливыми.
Но война для простого полесского паренька на этом не закончилась. Был он и инспектором по сопровождению эшелонов 13‑го сборного пункта военнопленных Центральной группы войск, и старшим инспектором по труду в лагере № 414 МВД. Но всегда, по рассказам его сослуживцев, оставался честным и справедливым.
После увольнения в запас с 1950 по 1967 год работал шофером в грузовой автотранспортной конторе Мозыря, на фабрике имени Н. К. Крупской, а его жена — на швейной фабрике.
Мы часто беседовали с главой большого семейства о тяготах воинской службы, о быте и хлебе насущном. Горестные складки появлялись на его лице при упоминании о погибших друзьях-однополчанах Григории Губареве, Николае Савине, с которыми делил горбушку хлеба и табак. А еще разговор шел о квартире: «Обращался в соответствующие инстанции…» — были последние слова инвалида войны второй группы…
Нынешний юбилей Великой Победы встретили уже без него. Помянули тех, кто не дожил до светлого праздника. Ведь они тоже причастны к Победе, которая далась всем нам большой ценой. И на фронте, и в тылу. И пусть их имена никогда не будут забыты, как и семьи героев в наше «время перемен».
Подполковник в отставке Анатолий Садоха, ветеран Вооруженных Сил Республики Беларусь