МОЙ МИНСК
Небесная заступница старого Минска
Икона эта, находящаяся по левую сторону от главного иконостаса Минского Свято-Духова кафедрального собора, сразу привлекает к себе внимание. Богатое убранство, горящие лампады, множество свечей на подсвечниках, очередь молящихся, желающих приложиться к ней, — все это говорит об исключительной ее почитаемости.
Рассказ о многовековой истории данной иконы не может не стать повествованием об особом, таинственном Промысле Божием, связанном с великой святыней.
Согласно церковному преданию, она была написана апостолом от семидесяти, евангелистом Лукой и много лет находилась в Византии. Оттуда икона попала в Крым, в город Корсунь: сестра византийских императоров Анна, выходя замуж за киевского князя Владимира, в числе многих церковных реликвий привезла ее на Русь. Святой равноапостольный князь Владимир вывез икону из Корсуни и поместил в киевской Десятинной церкви.
С того времени прошло более тысячи лет… Киев неоднократно подвергался разгрому со стороны кочевников. Достаточно сказать, что от знаменитой Десятинной церкви остались сейчас одни развалины. Но Господь сохранил честную икону своей Матери.
В 1500 году, во время взятия Киева крымским ханом Менгли-Гиреем, один из татар содрал с иконы драгоценный оклад и украшения, а затем бросил ее в Днепр. И вновь Господь чудесным образом сохранил нашу святыню. Через некоторое время она была найдена в нашем городе. Икона плыла по реке Свислочь, пристала к берегу и была окружена необычайным светом. Ее торжественно перенесли в церковь Рождества Пресвятой Богородицы на минском Замчище. Было это 13 августа (по старому стилю) 1500 года.
С начала XVII века после отпадения многих православных церквей в унию икона была перенесена в Свято-Духову церковь, находившуюся, как известно, на территории современной площади Свободы (недалеко от нынешнего Свято-Духова кафедрального собора). Тогда же униаты, возможно, произвели частичное подновление иконы, одновременно увеличив формат образа за счет дополнительных досок. После перестройки Свято-Духовой церкви в Петропавловский кафедральный собор (конец XVIII века) икона продолжала находиться там.
Многое повидал наш народ за эти годы. Нет теперь в Минске церкви Рождества Богородицы, в 1936 году был разрушен Петропавловский собор. Безвозвратно погибло много икон, церковного имущества. Но Господь снова сохранил нашу чудную икону.
После 1936 года и до самой войны она хранилась на дровяном складе возле Окружного Дома офицеров. Находилась в совершенно неподходящих условиях и могла легко погибнуть, учитывая ее древность… Однако и в этот раз Промысел Божий не допустил уничтожения святыни.
После начала Великой Отечественной войны набожная православная жительница Минска Варвара Васильевна Слабко обратилась к немецким оккупационным властям с просьбой о передаче церкви имущества, хранящегося в том дровяном складе. Разрешение было получено. И вот под слоем пыли женщина увидела чудесный лик Пресвятой Богородицы. Так икона вновь была обретена.
Потребовалась тщательная ее реставрация художником и иконописцем Г. Виером. В результате было подтверждено древнее происхождение образа. Затем икону передали в Свято-Екатерининскую церковь (ныне Свято-Петропавловский собор на Немиге), там она и находилась до конца 1944 года — до закрытия данного храма. А в 1945 году икона была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, где и пребывает до сего дня.
Глубоко поучительна для нас история этой чудотворной святыни… Сколько раз она могла безвозвратно погибнуть, но всякий раз оказывалась недоступной для врагов, воды, огня и всепоглощающего времени. Всякий раз Промысел Божий таинственно сохранял святую икону для нашего научения и спасения.
Матерь Божия, покровительница нашей столицы (ведь неслучайно она изображена в окружении ангелов на старинном гербе Минска), через свою икону видимым образом принимает молитвы и чаяния многих поколений минчан. И в наше нелегкое время беспрерывным потоком идут и идут к ней люди, молятся, ставят свечи, просят помощи и заступления с несомненной верой в спасительный Божий Промысел обо всех нас.
…И на мою священническую биографию Минская икона Божией Матери оказала свое таинственное воздействие. Размещенный выше текст (вы только что его прочли) представляет собой мою первую в жизни проповедь, произнесенную в стенах Минского Свято-Духова кафедрального собора именно 26 августа 1991 года, то есть в день обретения Минской иконы Божией Матери. Затем эта статья многократно публиковалась как на русском, так и на белорусском языках (в частности, она вошла в состав «Беларускага праваслаўнага календара на 1994 год»). Первую свою церковную награду — набедренник — я получил ровно через три года, 26 августа 1994 года.
Во время моего служения в кафедральном соборе я неоднократно был свидетелем сетований нашего настоятеля (ныне покойного) протоиерея Геннадия Дзичковского на отсутствие в богослужебной практике акафиста Минской иконе Божией Матери. Неужели в Минске не найдется человека, способного его написать?..
От протоиерея Бориса Васильева (почил в 1994 году), старожила Минска и знатока местной церковной старины, я узнал, что он является автором такого акафиста, но тот текст по различным причинам не был одобрен церковноначалием.
Между тем приближался 500‑летний юбилей явления иконы. И я в конце 1998 года дерзнул взяться за этот труд.
Слово «акафист» в переводе с греческого языка означает церковный гимн, при исполнении которого нельзя сидеть. Акафист имеет очень строгую форму и структуру. Я же, грешный, трудился над ним и сидя, и лежа, а в конце — стоя на коленях, так как только в процессе работы понял собственное первоначальное легкомыслие и всю неподъемную тяжесть этой задачи.
Однако по неизреченной милости Матери Божией, а также при действенной помощи Митрополита Филарета, моего семинарского наставника по церковнославянскому языку А. И. Турова и многих иных благочестивых цензоров многоболезненный труд сей был завершен и представлен вниманию православных верующих.
Да покроет же Матерь Божия своим честным покровом нас, грешных, всех тех, о ком мы дерзаем молиться, Богоспасаемый град Минск и всю страну нашу!
«Взбранная Воевода Победительная»
Православные молитвы и песнопения содержат многие обращения к Божией Матери: Богородица, Приснодева, Пречистая, Невеста Неневестная и целый ряд других. Но и к ней же, Матери Божией, с молитвой о помощи в сражениях взывали и православные христолюбивые воины, преклоняя колена перед ее иконами.
Так, особенным образом, была прославлена чудотворная Казанская икона Божией Матери — настоящая «Взбранная Воевода Победительная», что в переводе с церковнославянского означает «Непобедимая предводительница воинов». Явленная чудесным образом 8 июля (по старому стилю) 1579 года в городе Казани, эта икона сделалась для русских воинов настоящей Предводительницей.
В дни Смутного времени, когда нашу землю (точно так же, как и теперь) терзали междоусобия и нестроения, Казанская икона была принесена в рядах ополчения Минина и Пожарского под стены захваченного поляками Московского Кремля. Матерь Божия явила тогда свою милость и заступничество, враг был повержен. В память об этом событии было установлено второе празднование Казанской иконы — 22 октября (по старому стилю), а на Красной площади возведен Казанский собор (ныне восстановленный).
Минул век. В 1709 году, накануне знаменитой Полтавской битвы, император Пётр I молился перед Казанской иконой, которая сопровождала русские войска. И вновь была одержана важнейшая победа.
Прошло еще столетие. В 1812 году, перед своим отъездом в действующую армию, князь М. И. Кутузов коленопреклоненно молился в Казанском соборе Санкт-Петербурга о спасении Родины. Медальон с изображением Казанской иконы славный полководец постоянно носил при себе. «Взбранная Воевода» оказала свое покровительство, и Россия была спасена. В благодарность за избавление от врага донские казаки пожертвовали все отбитое у захватчиков серебро в Казанский собор Санкт-Петербурга, из него был отлит иконостас. Так было…
Наступил XX век. Неисчислимые беды обрушились на нашу землю. Но Матерь Божия, как и прежде, не оставила свой избранный удел.
Зимой 1941 года осажденный Ленинград был обнесен Казанской иконой с крестным ходом. И город выстоял.
Молебен перед Казанской иконой был отслужен тогда и в Москве, затем ее перевезли в Сталинград, на правый берег Волги. И гитлеровцы не смогли сбросить наши обороняющиеся войска в реку.
И в дальнейшем Казанская икона сопровождала наши войска на всех важнейших участках фронта. Возил ее образок в своей машине и Георгий Константинович Жуков, заслуживший в народе прозвание Георгия Победоносца. Ну разве не чудо, например, что Киев — мать городов русских — был освобожден именно 22 октября (по старому стилю), в день празднования Казанской иконы Божией Матери? Да, так было…
Мой рассказ о Казанской иконе будет не полон, если не упомянуть и об одном из ее списков, сохраняющемся в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Престол правого (южного) придела нашего собора в 1968 году был освящен в честь Казанской иконы. Была некогда в Минске и церковь в честь этой славной иконы — в годы атеистического лихолетья ее разрушили…
Таким образом, Казанская икона Божией Матери может считаться, без преувеличения, своей родной, «домашней» и для православных жителей Минска. Как и наши предки, мы ныне остро нуждаемся в заступничестве и предстательстве «Взбранной Воеводы».
Храм на Немиге
…Летят годы. Казалось бы, совсем близкие к нам по времени события уже успели стать историей.
«Возродить храм на Немиге» — так в 1991 году была озаглавлена статья в августовском номере журнала «Политический собеседник».
Передача православных храмов верующим далеко не всегда протекала гладко. Об этом — ниже.
«На углу улиц Немига и Островского (бывшей Юрьевской) в окружении современных сооружений расположилась уютная каменная церковь. В ее облике угадываются архитектурные приемы, традиционные для Беларуси XVII века и позволявшие в то время использовать здание для обороны (термин «униатская архитектура» здесь явно неприемлем). Например, весьма символично, что обращенный к западу фасад фланкирован по углам башнями, словно опасность ждали именно оттуда…
Постройку церкви исследователи большинством голосов относят к 1611–1613 годам. Появившиеся в журнале «Уния» (1990 год, № 2) утверждения о закладке на этом месте не позднее 1607–1608 годов униатской церкви не выдерживают критики, ибо прямо противоречат приведенным там же фактам. Могли ли униаты начать строительство на земле, являвшейся собственностью княгини Друцкой-Горской, без согласования с нею? А ведь она «враждебно восприняла унию и не хотела допустить существования на своих землях греко-католической церкви». Именно поэтому суды Речи Посполитой были вынуждены выносить решения о принадлежности храма в пользу православных, хотя их просто невозможно заподозрить в каких-либо симпатиях к ним. Путать эту церковь с униатской, находящейся в Замчище, также нет никаких оснований.
Возведенная на деньги православного братства, Свято-Петропавловская церковь впоследствии не раз подвергалась нападениям католиков и униатов. После присоединения Минской губернии к России храм был переименован во имя святой великомученицы Екатерины (небесной покровительницы царствующей тогда Екатерины Второй). Как справедливо отмечает автор статьи в «Вестнике Белорусского Экзархата» (1990 год, № 4) Фёдор Кривонос, храм этот является «главной твердыней православной веры в Минске на протяжении двух столетий». В настоящее время в здании храма помещается архив литературы и искусства БССР и республиканский архив научно-технической документации.
Исполнился уже год с того момента, когда инициативная группа православных минчан и членов Минского городского культурно-просветительного общества «Русь» обратилась в различные инстанции (от Совмина и Верховного Совета БССР до городского и районного исполкомов) с ходатайством о передаче здания храма верующим. Хотя вопрос переезда архивов в новые помещения еще окончательно не решен, православная община Свято-Екатерининской церкви уже зарегистрирована и активно действует. С ноября 1990 года (первый акафист читал я, еще не будучи священником) по субботам и воскресеньям верующие во главе с настоятелем общины протоиереем Георгием Латушко читают у стен храма молебны и акафисты, осуществляется благотворительная деятельность. Недавно Мингорисполкомом принято решение о передаче Свято-Екатерининской церкви православной общине. Освящение церковного здания совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Пришло время возродить Свято-Екатерининскую церковь — твердыню православия!».
…Данная статья была подписана мною как старостой общины в сане священника. Но борьба на этом не закончилась. Поэтому появилась и вторая статья — она приведена ниже.
Православная твердыня
Безапелляционные утверждения нынешних «наследников» унии о постройке Свято-Петропавловской церкви (ранее — Свято-Екатерининская) именно униатами свидетельствуют лишь о полном их историческом невежестве и незнакомстве с литературой, которую принято считать хрестоматийной.
Дело в том, что независимую экспертизу о конфессиональной принадлежности храма, на которой так настаивают униаты, можно провести хоть сейчас. Для этого достаточно взять с книжной полки несколько книг. В этом случае я не стану ссылаться на исторические справки, приведенные в «Вестнике Белорусского Экзархата» (1990 год, № 4) или в первом выпуске «Минских епархиальных ведомостей» (1991 год), так как эти издания могут показаться кому-то недостаточно объективными.
Позвольте отослать тех, кто заинтересуется данной проблемой, к следующим изданиям: «Минск. Энциклопедический справочник» (Минск, 1980 год, с. 293), В. Чантурия «Архитектурные памятники Белоруссии» (Минск, 1982 год, с. 58), Т. Чернявская, Е. Петросова «Памятники архитектуры Минска XVII — начала XX века» (Минск, 1984 год, с. 74).
Выдавая желаемое за действительное, униаты создают еще один миф о неких обещаниях, данных им в Мингорисполкоме. Здесь важно уточнить, что переписка, начатая в самом начале 1990 года представителями православной общины (это значит: более чем на полгода раньше униатов, а никак не наоборот), содержит письменные ответы о передаче здания храма именно православным (переносились только сроки передачи, поставленные в зависимость от сдачи нового архивного здания).
Кроме того, три действующие теперь в Минске православные церкви (первое богослужение в церкви святой равноапостольной Марии Магдалины состоялось 25 ноября 1990 года, тогда же был проведен первый в советские времена крестный ход по улицам) совсем не соответствуют численности православных минчан. В дни великих праздников, по субботам и воскресеньям верующие даже не могут перекреститься из-за тесноты, а многие — попасть дальше притвора. Закладка новых церквей на улицах Притыцкого и Калиновского состоялась, но когда они еще будут построены? Количество же униатов (как они сами пишут в своем обращении) позволяет им проводить богослужение на квартирах.
Теперь о самом главном. Нынешнее, иначе говоря, «второе по счету» униатство не может считаться законным правопреемником того, «первого по счету» униатства. То, «первое» униатство, возникнув в 1596 году, исчезло в 1839 году, присоединившись к православию после Полоцкого собора униатских епископов. Поэтому сейчас возможен только гипотетический процесс обратного выхода из православия тех приходов или епархий со своими храмами и другим имуществом. Созданное же через 150 лет новое, «второе по счету» униатство «пришло с улицы» и должно строить для себя (если того возжелает) новые храмы, а не искать некие исторические справки…
7 декабря 1991 года, в день памяти святой великомученицы Екатерины, во вновь открытом храме была совершена первая Божественная Литургия и он был освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Тем самым протянута нить памяти к тому великолепному собору на площади Свободы, что был разрушен в 1936 году.
Протоиерей
Павел Боянков,
фото Оксаны Курбеко