ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА ИСАЙ КАЗИНЕЦ

Источник материала:  

начало > 3 февраля

Степан Зайцев вербовал надежных людей в подполье, создавал новые группы в различных районах Минска. Георгий Семёнов отвечал за пропагандистскую работу и обеспечивал печать материалов. Иван Рогов (Степан Иванович) являлся начальником военного совета партизан Белоруссии, в его задачи входили организация и тактическое использование партизан на территории Белоруссии. Леонид Котиков (Тягай) стал организатором партизанских групп на железной дороге в Минске. Иван Ковалёв (Невский) был членом комитета и время от времени получал особые задания. Константин Григорьев отвечал за вербовку партизан на предприятиях города.

Казинец занимался Минским гетто. Он поддерживал связь с еврейской общиной города, отбирал новых членов подполья из ее представителей. Исай снабжал борцов одеждой, а также организовывал пополнение бойцами партизанских отрядов, поступление в них оружия, которое удавалось добыть. Мужественный патриот через партизан отправлял в тыл СССР разведывательную информацию.


Подпольная группа в гетто из шести десятков евреев финансировала партийную работу, добывала оружие и обеспечивала пополнение партизанских групп. Завербованных новых бойцов из числа обитателей гетто отправляли в лес группами по 10–15 человек. В целях конспирации связные сопровождали их поэтапно, причем отдельные проводники знали только дорогу до следующего пункта назначения и ожидающего там человека. Это исключало возможность масштабного предательства. Поэтому немцам так и не удалось установить, каким путем многие патриоты были доставлены в отряды. Всего же до марта 1942 года к партизанам ушло около сотни евреев.

Правда

Следует отметить тот факт, что руководители партизанских отрядов, а также руководство военного совета во многом отрицательно относились к евреям как партизанам. Считалось, что они слишком трусливы и не могут быть использованы в активных боевых действиях. Данные выводы имели под собой почву. Зачастую интерес евреев к участию в партизанском движении состоял лишь в том, чтобы выбраться из гетто, а активной боевой деятельности они старались избегать. Поэтому не было исключением, когда группы евреев, выведенных из Минска для пополнения партизанских отрядов, по приказу военного совета направлялись по ложным маршрутам. Бесцельные многодневные поиски партизанских баз приводили к тому, что те евреи рано или поздно снова попадались немцам.

Надо учитывать, что негативное отношение командования партизан и членов военного совета к евреям объясняется еще и тем, что на сей счет существовало директивное указание. Правда, исследователи по понятным причинам на нем не акцентируют внимание. Но такова историческая истина.

С первых дней оккупации в условиях сложной фронтовой обстановки органы НКВД и НКГБ республики, объединенные 3 августа 1941 года в единый Наркомат внутренних дел, и ГРУ ГШ приступили к организации партизанских отрядов и групп, засылке их в тыл противника. Уже 26 июня 1941‑го НКВД БССР совместно с ЦК КП(б) Белоруссии создал и направил в тыл врага 14 партизанских отрядов (общая численность — 1.162 человека). Их послали в районы Полесской, Гомельской, Минской и Витебской областей. В течение второй половины 1941 года на оккупированную территорию Белоруссии отправили 437 отрядов. Понятно, что в состав командования многих партизанских отрядов входили кадровые офицеры НКВД.

К слову, для улучшения качества отбора кандидатов, поступающих в органы НКВД, применялась Инструкция «Об основных критериях при отборе кадров для прохождения службы в органах НКВД СССР», введенная в действие под грифом «Совершенно секретно» приказом Народного комиссара внутренних дел СССР № 00310 от 21 декабря 1938 года. В п. 7 Инструкции указывалось, что необходимо «особое внимание обращать на национальное происхождение кандидата. Очень опасными в социальном плане по своей психогенетической сущности являются люди, произошедшие в результате смешанных браков. Для кадрового отбора НКВД важно отсекать в основном лиц, у которых присутствует еврейская кровь. Вплоть до пятого колена необходимо интересоваться национальной принадлежностью близких родственников. Были ли в роду евреи. Все остальные межрасовые браки следует считать позитивными».


Понятно, что, впитав в себя подобные критерии отбора кандидатов, партизанское командование не могло выработать иного отношения к евреям в отрядах, сформированных на базе специальных групп НКВД.

Восстание

Со временем число подпольных групп, объединенных Минским подпольным партийным комитетом, увеличилось до 25, соответственно, возрос и масштаб их диверсионной работы. Под руководством Казинца за относительно короткий период патриоты провели множество (по некоторым данным, более сотни) диверсионных операций, уничтожили 11 немецких офицеров и 135 солдат, взорвали и сожгли полторы сотни боевых и транспортных машин, похитили много оружия, часть которого переправили к партизанам. Сохраняя приоритет за работой с обитателями гетто, Исай Павлович по-прежнему продолжал снабжать борцов пропагандистскими и разведывательными материалами.

В связи с разгромом немецко-фашистских войск под Москвой подпольщики считали, что части Красной Армии в ближайшее время будут на территории Белоруссии. Для оказания помощи советским воинам они решили организовать вооруженное восстание и освободить Минск до прихода наших.

Военный совет совместно с подпольщиками города, военнопленными, находящимися в лагерях и лазаретах, а также командованием партизанских отрядов и групп, расположенных в окрестностях, разработал план восстания, его подготовки, сбора оружия и боеприпасов. Основную ставку делали на военнопленных в лагерях и лазаретах Минска. Подготовили ударную группу численностью в три сотни человек, установили связь с партизанскими отрядами.

Идею о подготовке восстания и освобождения города поддержал и подпольный горком партии, выделив военному совету в помощь для разработки плана своего представителя Г. М. Семёнова. В военном совете непосредственно ведал разработчиками Н. И. Иванов — начальник оперативного отдела штаба.

Но восстание не состоялось. Подробнее о его подготовке и провале было рассказано в статье «Восстание, которого не было» в номере «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» за 15 августа 2014 года.

Арест

Исая Казинца арестовали  на явочной квартире. Как это произошло, рассказала Кашичкина (Белка)…

Исай подошел к крыльцу, открыл дверь и вошел в сени, которые, по-видимому, были неосвещены. Дверь в прихожую он оставил открытой, потянул за ручку двери, ведущей в жилое помещение. Тут же из комнаты выскочили гестаповцы, схватили Победита, завязалась борьба. Лёля Ревинская, в тот момент уже державшаяся за ручку входной двери, рванулась назад, но ее схватили, втащили в сенцы и закрыли их.

Белка уже стояла на середине дороги, когда захлопнулась дверь в сени. Растерявшись, она направилась в калитку высоких ворот. И уже ступила ногой в нее, когда внезапно поняла, что сама идет в логово врага. С улицы у той квартиры не было окон, а это значило, что те выходят во двор злополучного дома. Кашичкина свернула в следующий закоулок. Петляя по дворам и улицам несколько часов, пока не убедилась, что за ней нет слежки, Белка вернулась на подпольную явку на улице Чкалова.

Квартира № 1, в которой арестовали И. П. Казинца и Е. Н. Ревинскую, находилась в доме № 11 в Кооперативном переулке. Здесь вместе с дочерью Марией проживала Фёкла Лукьяновна Саванец, 1888 года рождения. Хозяйку арестовали вместе с Исаем и Лёлей. Ее дочери дома не было, она ходила по заданию к партизанам. 9 месяцев Саванец держали в фашистской тюрьме, пытали, но выпустили. Лёлю Ревинскую расстреляли.

В квартире Казинца гитлеровцы изъяли несколько приемников, а также перевязочный материал и медикаменты. Затем ликвидировали так безупречно работавшую типографию и конфисковали восемь пишущих машинок. При разгроме были найдены черновые экземпляры брошюры, содержавшей последнюю речь Сталина.

Мужество

В гестаповских застенках Казинец был подвергнут нечеловеческим пыткам. Более месяца его истязали самыми изощренными методами. Привязывали к скамейке проволокой и хлестали плетками с металлическими стержнями внутри, затем посыпали солью рассеченные ими места. Скручивали колючей проволокой руки и ноги и так держали в камере по несколько дней — без пищи и воды, в кромешной темноте…

Тело Исая было изуродовано до неузнаваемости. Отбитые органы, покалеченные конечности — сколько боли и унижения пришлось пережить ему в застенках! Один глаз у него выбили, он заплыл кровью и гноем. Лицо было синее от побоев. Его густой черный чуб побелел. Фашисты хотели добиться от секретаря подпольного горкома партии полного признания. Но Казинец не выдал ни слова полезной для них информации.

После проведенного расследования 9 мая 1942 года (Победа придет только ровно через три года!) в Центральном сквере Минска гитлеровцы публично повесили 28 участников Минского подполья, в том числе и Исая Казинца. Он еще нашел в себе силы крепко держаться на ногах и напоследок так ударил головой палача, что тот упал с машины. Стоя под виселицей с петлей на шее, изуродованный и искалеченный, но несломленный, герой успел крикнуть: «Смерть фашизму! Да здравствует Красная Армия!».

В тот день оккупанты расстреляли еще 251 человека из числа партизан и евреев. Тогда же в Минске они провели кампанию по уничтожению подпольной группы на железной дороге. Было арестовано 126 человек.

Послесловие

Родня Исая Казинца, в том числе его мать, и его семья во время войны жили в Алма-Ате. Михаил ушел на фронт. Дети героя и Анна Исаевна ненадолго пережили отца и сына. По мнению соседей, они умерли от недоедания.

Чудо, но усыновленный Исаем племянник Павел (Неджат), оставшись практически в одиночку, уцелел. Он ходил по соседям, которые его подкармливали. Детей Михаила тоже поддерживали чужие люди. Так вот и вышло, что соседи вырастили ребят к моменту возвращения их отца из армии. Жена Исая Валентина после войны снова вышла замуж…

И лишь через 17 лет о подвиге Казинца и его соратников стало известно широкой общественности. «За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» накануне 20‑летия Победы советского народа над фашистской Германией Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Исаю Павловичу (Пинхусовичу) Казинцу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Александр Плавинский

 

←КГК проверил научную станцию по сахарной свекле и нашел множество нарушений

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика