Если турист не идет к мамонту...

Источник материала:  
НЫНЕШНИЕ знания о древних Юровичах, где уже 26 тысяч лет назад теплилась человеческая жизнь, хрестоматийны. Стоянка нашего первобытного предка, древнее городище Х века, старинный Свято-Рождество-Богородичный монастырь с «биографией» в пять столетий… Знаток истории, праздный путешественник и паломник — каждый найдет в Юровичах что-то интересное. Свой маршрут через калинковичскую деревню проложила и корреспондент «СГ», чтобы узнать, станет ли загадочная юровичская земля туристической Меккой?

УЮТНЫЕ Юровичи, растянувшиеся на правом берегу Припяти, — современный агрогородок. Детский сад и школа, аптека и больница, отделение банка, два магазина, центр досуга… Инфраструктура для шести сотен жителей села лично мне показалась удобной. Единственное, от чего бы не отказались юровцы (так называют себя здешние жители, с ударением на последний слог), так это от газификации деревни. «Наша голубая мечта подвести в наши дома «голубое» топливо. В соседних Глинищах — правда, это уже Хойникский район — оно есть», — вздыхает председатель Юровичского сельского Совета Анатолий Карнеевец.

Примечательно, что сельсовет как административная единица географически расположен у исторического центра деревни — «под горою», как говорят юровцы. Место это испокон веков называлось Видолищами: именно там и была обнаружена стоянка первобытного человека, а одиннадцать столетий назад стоял Юрьевград, воспетый в древних преданиях и легендах.

На благоустроенной площадке возле сельского центра народного творчества встречаю его директора — Анжелу Поташко. Анжелу Ивановну то ли в шутку, то ли всерьез, но в любом случае с благодарностью называют здесь массовиком-затейником, потому что к любому торжеству, празднику или шоу она прикладывает свою «творческую руку». По ее мнению, «гудели» Юровичи в 80-х годах прошлого века:

— Раньше в клуб заходишь — негде повернуться. Под четыре тысячи жителей насчитывала деревня. Даже автобус ходил в Минск. Много тогда было молодежи. Люди трудились в лесничестве и крепком колхозе, строили объекты соцкультбыта. Теперь жизнь в Юровичах более степенная. Земля дорожает. В деревню перебираются дачники.

За тихую глубинку, близость реки и хорошую инфраструктуру дачники готовы платить большие деньги. Кругленькую сумму, уверена, готовы будут выкладывать и туристы, которых привлекают историко-культурные ценности Юровичей. Но когда деревня сможет предложить качественный туристический продукт, сказать сложно. Сельчане только «за», готовы включиться в работу толокой, помочь своими силами придать юровичским туристическим «жемчужинам» привлекательный облик. Но для этого нужно государственное финансирование, причем немалое.

НА первые два потенциально заманчивых для туристов места меня согласилась проводить Анна Бусел, учительница юровичской школы. Анна Николаевна уже много лет водит экскурсии на «гору». Благоустроен только вход на холм: установлен информационный стенд, где расписана история древних Юровичей и сооружена бетонная лестница, которая ведет на вершину «горы». Пока поднимаемся, Анна Бусел рассказывает, как нашли здесь стоянку первобытного человека, а именно остатки очага и другие следы пребывания древних предков:

— В 1925 году местный житель, прогуливаясь по «горе», обнаружил кость, которая, как выяснилось, оказалась голенью мамонта. Находка попала к местному учителю Юлиану Попелю. В Юровичи потянулись ученые. Благодаря археологическим раскопкам «пропахали» на «горе» более 270 квадратных метров. Так перед людьми предстали неизвестные доселе артефакты: останки более чем 20 мамонтов, кости первобытного быка, дикой лошади…

Сенсационной, уникальной для Беларуси находкой стала и сохранившаяся целиком голова мамонта с бивнями. Посмотреть на юровичский «привет» из ледникового периода туристы ехали сотнями, автобусами. Все пытались сфотографироваться с мамонтенком Юриком — так назвали останки животного. Шесть лет назад появилась идея сделать из юровичской стоянки первобытного человека туристический продукт. На месте раскопок в разрезе холма решили создать музей под открытым небом, утвердили его концепцию и архитектурный проект. Музей должен представлять быт древних людей. В пещере с очагом в центре планируется установить фигуры  мужчины-охотника; женщины, очищающей шкуру; ребенка, поддерживающего огонь.

Внутреннее устройство будущего музея, судя по выведенным фундаментам, будет делиться на три зоны. Там выставят и уникальные юровичские находки, которые лежат нынче в столичных музейных хранилищах, полагает Анна Бусел.

Тропинка к древнему городищу не зарастает, хотя само оно давно… заросло непроходимым лесом. Интересно само устройство городища, обнесенного, как выяснили ученые, тремя рвами. Видимых глазу построек на нем не сохранилось. Археологи пытались было окопаться до Церковища (места, где стоял храм), но вековые фундаменты так и не показались исследователям.

ТРЕТЬЯ туристическая изюминка Юровичей — Свято-Рождество-Богородичный мужской монастырь. История обители доподлинно известна с 1673 года, когда молодой монах иезуит Мартин Туровский, решив сохранить чудотворный образ Матери Божией, без которой его обоз не мог двинуться с места, построил в Юровичах деревянную часовню. К почитаемой святыне потянулись паломники, в деревне построили коллегиум и монастырь, судьба которого за все это время преподносила ему все новые и новые испытания. Во время «обрусения» края костел переделали в церковь в «псевдорусском» стиле. А почти 60 лет назад по распоряжению председателя местного колхоза обитель стали разбирать на кирпичи. В здании храма Рождества Пресвятой Богородицы уничтожили крышу, пол, стену правого нефа, щипец фронтона, завершения башен…

 С 2006 года историко-культурная ценность Беларуси на реставрации. За это время с помощью государственных дотаций удалось восстановить главную ценность юровичской обители — собор, а также монастырскую ограду, пояснил наместник Свято-Рождество-Богородичного мужского монастыря игумен Авксентий:

— В 1993 году бывший коллегиум, в котором долгое время размещался дом-интернат для детей-инвалидов, передали Русской Православной Церкви. В соборе восстановили «коробку», купола, крышу. Но остается еще внутренняя и внешняя отделка. Работы много, изыскиваются средства. Появились даже несколько меценатов, но и их благодетели для завершения недостаточно.

В монастыре еще два монаха. Отец Марк и отец Андрей постоянно в хозяйских делах. То траву косят, то столярничают, а отец Андрей работает еще и на монастырской пасеке. Помогают в монастыре и две монахини, которых в Юровичи прислали из хойникского Покровского монастыря. Есть в обители и «трудники» — мирские люди, приехавшие помочь в восстановлении монастыря. Сейчас их там пятеро.

Но туристов в юровичской обители привлекают две загадки. Одна из них: как из монастыря по подземным ходам можно попасть в Туров?

С отцом Авксентием спускаемся в подвал. Мелкий кирпич в его низких сводах прекрасно сохранился даже спустя столетия. Проходим дальше по одному из подземных коридоров и натыкаемся на развилку из трех ходов. Они засыпаны. Возвращаемся на то же место и углубляемся в другую сторону. В кромешной тьме тоже несколько тоннелей. Мне страшно. С фонариком в руках решаюсь идти дальше по одному из ходов. Игумен меня останавливает. Оказывается, были и до меня смельчаки пройти по узким ходам. Но до истины так никто и не до копался. Это опасно:

— Когда здесь был интернат, в подземелье пропало несколько детей. Поэтому председатель колхоза распорядился завалить тоннели землей. Но до сих пор ходят легенды, что это подземелье ведет в Туров.

ЕЩЕ один туристический адрес в юровичском монастыре — чудотворная икона Матери Божией. Говорят, она помогает всем, кто искренне попросит, даже известны случаи исцеления от рака. В покрытом окладе из золота — образ Богородицы с младенцем на руках. Икона пребывает в домовой церкви, которая находится в здании бывшего коллегиума. Юровичская Милосердная считается заступницей Полесья, и в самом монастыре, как оказалось, находится только список, то есть копия иконы. Сам чудотворный образ, с которого и начала строиться обитель в Юровичах, хранится в краковском костеле святой Барбары. Туда, спасая икону от уничтожения, во второй половине ХIХ века ее незадолго до своей кончины передала Габриэла Горват, а с монахов взяла письменное обязательство, чтобы в лучшие времена икону вернули в Юровичи. Так и будет, уверены монахи. Это лишь вопрос времени.

Татьяна УСКОВА, «СГ»

Фото автора

←Пустыя рэйсы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика