Знания тоже товар
Советский Союз некогда держал второе место в мире по экспорту образовательных услуг, уступая лишь США.
С тех пор много воды утекло, а страны постсоветского пространства, увы, так и не вернулись на прежний высокий уровень. Их потеснили США, Англия, Франция и Канада, где ежегодно обучаются сотни тысяч иностранных студентов, пополняя доходы особенно успешных на этом поприще государств на многие миллионы и даже миллиарды долларов.
Беларусь в 2013 году увеличила экспорт услуг на 17 % и заработала около 30 миллионов долларов. Число студентов выросло почти на 4 тысячи человек, а абсолютная цифра превысила 16 тысяч. Как говорится, динамика налицо. Но много это или мало, если проводить параллель с другими странами, и что мешает повысить планку в разы?
Конечно, все в мире относительно. И как сравнивать, скажем, масштабные по территории Россию, Украину и небольшую Беларусь? Но если говорить о мировом рынке, ситуация у трех стран приблизительно схожая: их присутствие здесь колеблется в районе 0,5—2 %. А вот в абсолютном выражении, конечно, цифры несопоставимые: в Украине обучаются более 65 тысяч, а в России — около 250 тысяч иностранцев.
В вузах России, имеющих федеральный статус, практика обучения граждан на английском языке уже широко распространена. А вот в Беларуси пока такое преподавание остается штучным продуктом. В числе вузов, успешно его освоивших, — БГМУ, БГУИР, БГТУ и некоторые другие. Согласитесь, немного. К счастью, проблему видят и понимают в Минобразования, и все классические университеты должны будут открыть подготовку англоязычных специалистов со следующего учебного года.
Что ж, новость прорывная. Но вот успеют ли вузы к этому подготовиться? Ведь речь идет не только о составлении учебных программ на иностранном языке, но и о подготовке преподавателей, которые будут осуществлять такое обучение. Можно, конечно, привлечь к преподаванию сотрудников ведущих зарубежных университетов. И такие примеры есть. Вместе с тем вопросы тарифицирования оплаты труда педработников, осуществляющих подготовку иностранных граждан на английском языке, все еще не урегулированы.
Конечно, можно сделать ставку на потенциальных русскоязычных студентов, проживающих за рубежом. Да и в целом расширять присутствие белорусских вузов за пределами страны. Такой опыт, в частности, есть у БГУИР, который открыл филиал в США. Созданы совместный инженерно-технический факультет БНТУ и Таджикского технического университета имени М.С. Осими в Душанбе, ресурсный центр начального профессионального образования по строительным профессиям в Азербайджане, Белорусско-Вьетнамский центр содействия научно-техническому сотрудничеству, Белорусско-Вьетнамский инновационно-образовательный и научно-технический центр. Вместе с тем, как выясняется, в Беларуси еще не существует реально действующих нормативно-правовых актов в части создания таких структурных подразделений. Так что потребуется внесение ряда изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании.
А вот вопрос с посредническими организациями, привлекающими студентов в Беларусь, можно считать решенным. Около года назад на базе Республиканского института высшей школы открыт Центр международного сотрудничества в сфере образования. «Специалисты центра оказали практическую помощь учреждениям образования. В том числе создали базу посреднических организаций, действующих на территории Беларуси и за рубежом», — говорит заместитель министра образования Виктор Якжик.
Кроме престижа и приличного дохода, иностранные студенты, отмечают эксперты, могли бы также компенсировать потери белорусских вузов от демографического кризиса. Ведь не секрет, что количество выпускников школ год из года сокращается.