Дайте ЖЭСу конкурента

Источник материала:  
Цены на газ, электричество и тепловую энергию, то есть позиции, непосредственно завязанные на импорт энергоносителей, теперь курирует Совет Министров. Все остальное — техобслуживание, капремонт, вода, канализация, лифты, вывоз и обезвреживание отходов — передано в руки облисполкомов и Мингорисполкома. Более того, с 1 января внедряется подомовой учет затрат. Мы постепенно идем к тому, чтобы каждый квартиросъемщик платил не в общем и целом, а именно за ту услугу, которая ему предоставлена.

О том, что реформировать белорусскую систему финансирования ЖКХ необходимо, говорилось на разных уровнях много раз. Аргументы в пользу реформ очевидны. Низкий уровень возмещения населением стоимости жилищно-коммунальных услуг приводит к тому, что предприятия оплачивают энергоресурсы по завышенным тарифам, а это отчасти подрывает их конкурентоспособность. К примеру, сейчас стоимость электроэнергии и природного газа для граждан более чем в два раза меньше, чем для реального сектора экономики.

В других европейских странах ситуация прямо противоположная. Так, в соседнем Смоленске тариф на электроэнергию для населения практически равен тарифу для промышленных предприятий. Жители Польши платят за 1 кВт электроэнергии почти в два с половиной раза больше.

Кроме того, как отмечают в Минфине, бюджетное субсидирование жилищно-коммунальных услуг достигло критического уровня. Поэтому, вполне ожидаемо, с 1 января повышены тарифы на газ, тепловую и электрическую энергию для населения. Выросла и стоимость «коммуналки», в среднем жировка «потяжелела» на 49 тысяч рублей.

Выступая в конце прошлого года в парламенте, министр финансов Андрей Харковец отметил, что в бюджете 2014 года сохраняется значительная поддержка населения по услугам ЖКХ. На их субсидирование планируется направить в средства местных бюджетов более 9 триллионов рублей. Это около 8 процентов общих расходов.

Согласно Указу Президента № 550 от 5 декабря 2013 года, теперь платежи за жилищно-коммунальные услуги будут ежегодно увеличиваться на 5 долларов в эквиваленте и затем по итогам роста номинальной заработной платы индексироваться каждый квартал. Учитывая, что статистика за первый квартал поступает только в конце апреля, первую индексацию следует ожидать не ранее июня. 

Ситуация, когда бюджет оплачивает за население до 70 процентов жилищно-коммунальных услуг, весьма по душе обеспеченным людям, которые пользуются жильем большой площади. А в самом невыгодном положении оказываются небогатые семьи с маленькими квартирами или сельские жители, проживающие в домах без водопровода и канализации.

Напомним, Программа социально-экономического развития республики предполагает, что уровень возмещения населением затрат должен составить в 2015 году не менее 60 процентов. Но, получая счет за квартплату, мы продолжаем удивляться тому, что самыми дорогими оказываются услуги далеко не первой необходимости. Такие важные позиции, как вывоз мусора, свет, газ и вода уступают по стоимости позициям вроде технического обслуживания жилого дома.

К слову, в прошлом году утвержден перечень таких работ и периодичности их выполнения. В него вошло около 150 видов деятельности ЖЭСов. Согласно этому документу, сухая уборка мест общего пользования от мусора должна осуществляться не менее двух раз в неделю, мойка и дезинфекция лестничной клетки — два раза в месяц, уборка кабин лифтов — один раз в пять дней.

Также два раза в год должна проводиться проверка технического состояния здания. Организации ЖКХ обязаны проверять и при необходимости устранять неполадки в работе печей, систем отопления, вентиляции, внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, а также систем электроснабжения. Им необходимо один раз в месяц проводить проверку работоспособности систем противодымной защиты и автоматической пожарной сигнализации, не реже одного раза в месяц снимать показания групповых приборов учета расхода воды, тепла и электрической энергии.

Какие работы из перечисленного списка регулярно выполняют работники вашего ЖЭСа? Конечно же, далеко не все. А что такое указанные в жировке управленческие расходы или услуги сторонних организаций? Вопросы по-прежнему остаются.

Что и говорить, коммунальщиков у нас не шибко жалуют. И все потому, что надлежащего комфорта и порядка, которые хотелось бы иметь в домах, пока нет. Но ведь и сами жильцы — не квартиранты. Тем не менее в первом полугодии 2013 года просроченная задолженность за жилищно-коммунальные услуги жителей только Минской области составила около семи миллиардов рублей. Предупреждения были высланы более 20 тысячам злостных неплательщиков. Почти в двух тысячах квартир пришлось отключить электричество. Такие реалии диктует сама жизнь. К тому же в новом году у работников системы ЖКХ появилась экономическая заинтересованность в снижении себестоимости услуг и своевременной их оплате. Предприятиям дана возможность полученную за счет экономии затрат прибыль пускать на развитие производства и поощрение работников.

Возможно, совершенствование тарифной политики будет способствовать развитию конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Пока у потребителей нет выбора, а предприятия частной формы собственности большой активности здесь не проявляют. В то же время концепция развития жилищно-коммунального хозяйства предусматривает перевести обслуживание жилищного фонда на конкурсную основу. Ведь как показывает практика европейских стран, именно выбор развивает конкурентную среду, а она, в свою очередь, повышает качество услуг и дает возможность для снижения их себестоимости.

Александр ШЕВКО, «СГ»

←Конь незацугляны

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика