Терминал рассадит всех
В столице электронная очередь заработала уже в девяти аптеках
Значительную часть времени мы проводим в очередях. В магазинах, поликлиниках, на почте и в банках. Последние, правда, потоки своих клиентов давно разгружают электронными очередями. Не так давно новшество добралось и до столичных аптек. Насколько нужно минчанам это нововведение и пользуются ли им посетители, узнала «Р».
Лекарства любят тишину
В аптеке № 17 на проспекте Независимости тишина. Несмотря на то, что в помещении довольно много посетителей. Кто-то сидит на скамейке, кто-то рассматривает витрины, кто-то и вовсе читает газету. Никаких очередей и споров. Причина такого редкого спокойствия — терминал у входа. Этот агрегат светло-серого цвета регулирует электронную очередь. Купить таблетки по-новому решила и я. Нажимаю на сенсорный экран, забираю квиток с порядковым номером. На бумаге напечатан № 502, хотя на часах всего 15.00. Позже узнаю, что ежедневно в аптеке бывает почти 800 человек.
Электронное табло приглашает меня к окошку. Их здесь, к слову, пять. От момента выдачи квитка до покупки прошло не больше 10 минут. Очень удобно.
— Конечно, удобно, — словно услышала мои мысли пенсионерка Татьяна Васильевна. — Особенно когда людей много. Теперь нет нужды выстаивать длинную очередь, да еще на больных ногах.
— А вот мне не очень нравится, — включается в разговор Антон Иванович. — Мне почти 90 лет, я уже и вижу плохо, и слышу. А тут какую-то железную «коробку» найти, потом додуматься, на что нажимать. Как по мне, так лучше обычная очередь.
Таким, как Антон Иванович, помогают сориентироваться на месте.
— Первые две недели я провела в зале, — рассказывает Людмила Лутенкова, заведующая аптекой. — Объясняла пожилым людям, как пользоваться новой техникой. К нам ведь приходит очень много пенсионеров.
Да, людей в возрасте вижу немало. Что, впрочем, неудивительно. Аптека эта — государственная, лекарства в ней отпускаются по льготным и бесплатным рецептам. Кроме того, здесь же изготавливаются собственные препараты. Посетителей добавляют детская и взрослые поликлиники, расположенные неподалеку.
— Терминал у нас всего два месяца, а его пользу мы уже ощутили в полной мере. Электронная очередь устраняет недостатки живой, — считает Людмила Лутенкова. — В аптеке стало намного спокойнее, меньше возникает и конфликтных ситуаций, жалоб на организацию нашей работы.
Конфиденциальность гарантирована
Раньше ведь как было? Чем больше в аптеке находилось людей, тем сложнее было работать специалистам. Теперь поток посетителей распределяется быстро, что, в свою очередь, сокращает время их обслуживания. А фармацевтам стало намного удобнее работать с одним клиентом. Конечно же, все это повышает эффективность обслуживания. Да и самим посетителям подчас сложно найти общий язык друг с другом.
— У нас бывали случаи, когда человек подолгу стоял в одной очереди, в то время как другие довольно быстро продвигались, — продолжает заведующая. — А все потому, что впередистоящий, например, получал лекарства по льготным рецептам. Эта процедура довольно долгая из-за того, что на каждом рецепте фармацевт должен поставить печать и расписаться. В таких случаях страдали не только посетители аптеки, но и наши специалисты. Нагрузка на них тоже ложилась неравномерно.
Еще один плюс электронной очереди — конфиденциальность.
— При довольно близком контакте, у окошка, не всякий захочет консультироваться с фармацевтом по поводу того или иного лекарства, — уверена Людмила Михайловна. — Особенно если речь идет о специфических заболеваниях. Электронная очередь решила и эти деликатные моменты.
Пока разговариваем, обращаю вниманию на молодого мужчину с ребенком, который подходит к кассе, минуя терминал. Разве без талончика его примут?
— Если он пришел за изготовленным по рецепту лекарством, то да, — объясняет заведующая аптекой. — Также без очереди обслуживаются инвалиды войны.
Однако не все пока привыкли к новым правилам покупки. Очень старенькая бабушка недослышала и пропустила свою очередь. Если и слышала, то просто не сообразила, что ей нужно делать.
— Не беспокойтесь, бабушка купит свое лекарство, и ей даже не придется брать новый талончик, — успокоила Людмила Лутенкова. — Электронную очередь мы можем варьировать вручную. То есть если человек взял талончик, а сам отлучился или по невнимательности пропустил свою очередь, его могут пригласить даже после этого.
Первый проект в розничной торговле
— Электронная очередь в аптеках Беларуси появилась впервые, — рассказала Инна Зверко, начальник информационно-фармацевтического центра РУП «Белфармация». — До этого времени она применялась в банках, почтовых отделениях и сервисных центрах. То есть там, где большой поток клиентов.
Система управления очередями, а это и есть электронная очередь, помогает распределять и оптимизировать поток клиентов, улучшать психологический климат в коллективе, повышать производительность труда обслуживающего персонала. В целом, внедрение электронной очереди в аптеках повышает эффективность их работы.
— Мы внедрили проект первыми в розничной торговле, он работает уже в девяти аптеках столицы, — рассказывает Игорь Ковальчук, генеральный директор РУП «Белфармация». — За 8 месяцев, что терминалы стоят в аптеках, мы собрали данные и проанализировали их. Оказалось, качество обслуживания клиентов значительно улучшилось. До конца года терминалами оснастим еще 3 аптеки. Таким образом мы привлекаем и удерживаем своего посетителя. Положительный опыт внедрения электронной очереди в аптеках Минска будет использован по всей стране.
------------------------------------
Какими еще новыми технологиями пользуются пациенты минских поликлиник?
С каждым годом в столичных медицинских учреждениях внедряется все больше электронных новинок. Самые, пожалуй, ранние — это инфокиоски для заказа талона к врачу. Впервые систему апробировали в августе 2011 года. Сейчас терминалы стоят в половине минских поликлиник. Правда, речь идет пока о медучреждениях для взрослых. В детских 7 инфокиосков «пропишутся» только в этом году.
Записью на прием к врачу по Интернету уже вряд ли кого удивишь. Разве что работой мобильной версии сайта больницы или поликлиники. А вот консультациями по скайпу — возможно. Эта услуга активирована в терапевтических отделениях восьми столичных поликлиник — 5, 14, 19, 25, 29, 30, 32 и 36-й. О графике проведения и времени консультаций можно узнать на сайтах этих мед¬учреждений. Интернет-общение больше подходит в том случае, когда пациенту нужна консультация по профилактике или диагностике заболевания.
Также все столичные организации здравоохранения имеют свои сайты с разделом «вопрос — ответ». В 6-й, 34-й центральных районных поликлиниках, БСМП, 6-й городской клинической больнице врачи отвечают на вопросы в режиме онлайн.
Еще одна новинка, правда, пока в перспективе — электронные медицинские карты. На них минские стационары и поликлиники перейдут к 2015 году. Тогда уровень информатизации столичных учреждений здравоохранения достигнет 85—90 % и будет соответствовать стандартам, принятым в передовых странах Западной Европы. При повсеместном внедрении электронных медкарт пациент сможет получить консультацию в любом медицинском учреждении. На приеме врачу достаточно будет набрать фамилию, инициалы и другие сведения о пациенте и получить всю информацию о его заболеваниях, диагностических обследованиях. Все это удобно пациенту.
Система здравоохранения в этом случае получит сокращение документооборота. База для формирования электронной истории болезни в стационарах и электронной медкарты в поликлиниках уже заложена, электронные варианты заполнены информацией не менее чем на 80 %. К новой форме ведения медицинских документов уже готовы 2-я детская городская, 6-я и 10-я городские клинические больницы, городская гинекологическая больница, 2, 21, 25, 34-я центральные районные, 10-я и 35-я городские поликлиники. В полной мере система заработает после автоматизации всех рабочих мест врачей.
На первом этапе информатизации автоматизированы процессы ведения паспортно-демографических, анамнестических сведений о пациентах, получения и обработки статистических данных. Усовершенствована телекоммуникационная и компьютерная инфраструктура, созданы показательные комплексные автоматизированные информационные системы в базовых учреждениях, охватывающие все аспекты лечебно-диагностического процесса.
------------------------------------
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ