Хочу быть другой
Почему обладательницы вьющихся волос мечтают выпрямить непокорную копну кудрей, а гладковолосые красавицы, наоборот, грезят о локонах?
А мне, Онегин, пышность эта...
— Столетия назад гладкая прическа в общественной европейской ментальности символизировала добродетель и смирение, а вьющаяся пышная копна волос — буйный нрав и порывы плоти, — отмечает практический психолог Андрей Танаев. — Причем и в викторианской Англии, и в славянских государствах. Можно вспомнить известный эпизод из романа “Джен Эйр”, где пастор хочет обрить вьющиеся волосы воспитанницы приюта, ибо миссия церкви как воспитателя — “умерщвлять в этих девушках вожделения плоти”. У кающейся Марии Магдалины на известном полотне эпохи Ренессанса — голливудские кудри. Гладкие же волосы мы видим на иконах у святых и Девы Марии. Это символ контроля над женственностью, покорности жены и асексуальности матери.
Сексологи отмечают наряду с кажущейся сексуальной раскрепощенностью общества высокоразвитых стран последних десятилетий страх цивилизованного человека перед своим телом в его естественном, первобытном виде. Об этом говорит, например, стремление убить все его естественные запахи, устранить с кожи все волоски (кроме бровей и волос на голове), а также сделать гладкой прическу. Ведь выпрямление волос — одна из наиболее востребованных процедур в салонах красоты по всему миру. Психологи говорят, что это еще один способ почувствовать свою власть над природой.
Стать хозяйкой своей судьбы
— Стремление изменить прическу в сложные моменты жизни берет начало из детства, — говорит стилист-парикмахер столичного салона “Дэфранс” Наталья Таранчук. — Ведь в переходном возрасте свой протест чаще всего подросток выражает через смену прически. Неразделенная любовь, конфликт с родителями, ссора с подругой — и вот русые кудри сменяет готическая чернота или платиновый ежик, или вообще пряди цвета небесной лазури. Я заметила, что прекрасный пол, даже давно оставив позади бури переходного возраста, стремится к кардинальной смене прически именно в самые непростые моменты жизни.
— И это помогает?
— Как ни странно, да. Однажды, например, я “вылечила” от депрессии дочь своей приятельницы — девушка казалась самой себе некрасивой и все в жизни у нее не клеилось, причем не без ее участия. Приятельница, моя постоянная клиентка, пожаловалась мне (в кресле парикмахера женщины часто ведут себя как на приеме у психоаналитика, такова уж специфика нашей профессии). А я предложила просто выпрямить ее дочери волосы — у нее были от природы вьющиеся, жесткие и непослушные кудри. “Да она не придет!” — сказала мать. Но дочь пришла. Оказалось, она так ненавидела свои волосы, что даже почти перестала их мыть. Мы выпрямили и выкрасили в другой цвет ее апельсиновые кудри. И она сказала, что почувствовала себя другим человеком. Она себе понравилась. Это стало отправной точкой: девушка взялась за ум, вернулась в институт и закончила его, нашла неплохую работу, познакомилась с молодым человеком и вскоре вышла за него замуж. Для женщины в любом возрасте очень важно, чтобы ей нравилось ее отражение в зеркале. Сегодня возможно поменять многое из того, что нам дано природой: форму носа или размер талии, разрез глаз или размер бедер... Но часто это долго, трудно, больно и дорого. А вот изменить прическу под силу и по карману каждой. И это часто становится отправной точкой для положительных изменений в жизни вообще.
Мода на гладкие и вьющиеся волосы долгое время менялась строго по десятилетиям. Как известно, 1970-е — время хиппи и прямых волос. 1980-е — тотальное увлечение перманентными кудрями (икона стиля — Анджела Дэвис). 1990-е — кудри снова неактуальны, причем мода столь категорична, что даже темноволосые дивы с риском облысения выпрямляют свои от природы очень вьющиеся, жесткие пряди. Нулевые — время, когда мода обретает более демократичный характер, но все-таки приветствует локоны и волны. Сегодня мода терпима как никогда.