Измерение развития

Источник материала:  

Как нам обустроить Новую Центральную Европу

Арсений СИВИЦКИЙ, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований

На неделе в Минске состоялась презентация проектно-аналитического доклада “К Новой Центральной Европе. Преодоление кризиса Центральной Европы через строительство нового макрорегиона”. Основа формирования Новой Центральной Европы (НЦЕ) — промышленное и инфраструктурное развитие. Промышленность является базой высокого качества жизни населения региона и определяет достойное место Новой Центральной Европы в международном разделении труда. При этом промышленное и инфраструктурное развитие Центральной Европы должно опираться как на созданные при поддержке СССР заделы и школы, так и на совершенно новые индустрии, сформированные за последние десятилетия или пока не существующие. Стратегическое значение в этом плане имеет развитие собственной технологической базы и станкоинструментальной промышленности. Лидирующая роль здесь должна принадлежать крупным станкостроительным компаниям Беларуси и России.

Очевидна огромная роль Новой Центральной Европы как транзитного моста, связывающего различные части Евразии. Критическое значение в плане полноценной реализации транзитного потенциала Новой Центральной Европы имеет проект Евразийского сухопутного моста, призванный объединить пространство Евразии на основе технологических решений следующего уклада. Также критически необходимым является обновление самой транспортной инфраструктуры за счет создания высокоскоростных железнодорожных магистралей и передовых видов сухопутного транспорта. Именно логика создания Евразийского пояса развития должна определять направление использования транзитного потенциала НЦЕ и подчинять себе все менее масштабные проекты в этом регионе.

Не менее значимо и обеспечение транспортной связности внутри региона, а также качественного транзита из Северной Европы в Средиземноморье и обратно. При этом ставка должна делаться не только на наземный транспорт, включая  высокоскоростные транспортные коридоры, но и на развитие региональной авиации, которое возможно на основе промышленной кооперации прежде всего Чехии, Словакии, Украины и России. Кроме того, формирование единого транспортного пространства региона потребует создания специальных упрощенных режимов трансграничных перемещений грузов и пассажиров.

Второе измерение Новой Центральной Европы — энергетическое. За счет комплексного развития генерирующих мощностей, прежде всего атомной энергетики, а также биоэнергетики, необходимо обеспечить энергоизбыточность региона. Расширение мощностей АЭС в Словакии, строительство Белорусской АЭС, Балтийской АЭС в Калининградской области и АЭС в Румынии — первые проекты такого рода, которые нуждаются в логическом продолжении. Соответствующие планы в настоящее время готовы реализовать Болгария, Чехия. При этом параллельное развитие энергетических коридоров и передающих мощностей должно обеспечить формирование единого центральноевропейского энергетического пространства.

Важным направлением строительства Новой Центральной Европы является отработка моделей локального развития, которая включает преобразование городов региона, создание их новой инженерной и социальной инфраструктуры. Восстановление и создание новых европейских городов с достойной занятостью населения, и прежде всего молодежи, в приоритетных секторах экономики — важнейший императив развития региона, особенно его постсоветской части — Прибалтики, Беларуси, России, Украины.

Не менее важной в развитии Центральной Европы является роль экологичного сельского хозяйства. На сегодняшний день продовольственная проблема в мире больше не относится к числу второстепенных, и роль Новой Центральной Европы в ее решении может быть значительной, учитывая огромный опыт развития сельского хозяйства в странах региона во время существования Совета экономической взаимопомощи. В условиях резкого роста мировых цен на продовольствие Новая Центральная Европа должна обеспечить продуктами питания не только себя, но и регионы, которые всерьез сталкиваются с проблемой голода.

Решение инфраструктурных проблем Новой Центральной Европы требует возрождения машиностроения в этом регионе. При компетентном участии лучших научных, инженерных и промышленных кадров Западной Европы, а также в непосредственной кооперации с ведущими технологическими центрами Евразии, но с опорой на потенциал региональных школ в Новой Центральной Европе (особенно — на промышленный потенциал Чехии, Словакии, России, Беларуси и Украины), должны быть воссозданы или созданы с нуля машиностроительные производства, позволяющие инструментально обеспечивать развитие региональной инфраструктуры, сельского хозяйства и социальное развитие. Новая Центральная Европа должна стать экспериментальной площадкой сотрудничества, ориентированного на совместное развитие и строительство Большой Европы многих цивилизаций.

←Жениться — это вам не в баню сходить!

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика