Больше чем просто любовь

Источник материала:  

“Жизнь прожить — не поле перейти...” — писал Борис Пастернак. Знаменитую фразу русского писателя вполне можно применить и к супружеским отношениям.

К сожалению, далеко не каждому удается без потерь и невзгод перейти это поле — построить крепкую, дружную семью (начало в предыдущем выпуске “Семьи” за 10.08.2013 г.).

Неделю назад гости нашего редакционного круглого стола — член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Галина ЛАЗОВСКАЯ, пресс-секретарь Минского Епархиального управления, доцент Минских духовных академии и семинарии протоиерей Сергий ЛЕПИН, координатор программ Фонда ООН в области народонаселения Татьяна ГАПЛИЧНИК и врач-психотерапевт УЗ “Городской психоневрологический диспансер” Валерий ТУРОВИЧ — подняли одну из самых наболевших тем в современном обществе: что сегодня происходит с традиционными семейными ценностями? Можно ли всерьез говорить о том, что Беларусь переживает кризис института брака? Или же наши пять разводов на десять свадеб — всего лишь очередной виток периодически повторяющихся исторических процессов? У каждого из участников дискуссии нашлось свое мнение по этому поводу. А сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей окончание порой эмоциональной, порой достаточно жесткой, но в целом весьма любопытной дискуссии.

/НГ/: — Да простит отец Сергий за следующий провокационный вопрос, который тем не менее то и дело всплывает сегодня в СМИ, в частности, в российских. Учитывая непростую ситуацию с количеством женщин, превалирующим над количеством мужчин, и достаточно распространенным явлением построения семьи “на стороне” от официально признанной, пришло время законодательно закрепить у нас право на многоженство? Не исключено, что частично решилась бы проблема с демографическими “ножницами”, которых нет в мусульманских странах...

С.Л.: — Многоженство — результат отношения к женщине как к трофею, вещи, игрушке для развлечения или же как к инкубатору, человеческой “свиноматке”. В Ветхом Завете многоженство допускалось как уступка несовершенствам древнего человека на самом раннем этапе развития религии и нравов. С точки же зрения евангельской морали многоженство совершенно недопустимо, поскольку унижает не только женщину, но и мужчину, который состоит в полигамных связях. Многоженство в современном мире не имеет никакого существенного влияния на демографию, поскольку число полигамных браков относительно незначительно даже там, где многоженство разрешено. Кроме того, если уж простое незарегистрированное сожитие называют нынче браком, то почему не называть полигамным браком картину, в которой мужчина женат официально на одной, но состоит в половых связях с несколькими женщинами? Количественная разница между мужским и женским населением в мирное время также не имеет принципиального значения в вопросах демографии, поскольку диспропорция становится значимой только на том возвратном промежутке, когда женщины наименее репродуктивно активны. А в наиболее населенных странах, таких как Китай, Индия и Пакистан, мужчин больше, чем женщин. Опять же, значимыми причинами дисбаланса между мужским и женским населением являются пьянство, нездоровое питание и образ жизни, экология. А одна из основных причин демографической проблемы в целом — аборты. Ежегодно в Беларуси в результате абортов прерывается жизнь населения многотысячного города! Логичнее в первую очередь подумать над этим.

Т.Г.: — Я тоже отрицательно отношусь к этой идее. Особенно в связи с ее потенциалом для увеличения рождаемости! Если говорить о многоженстве, тогда давайте обсуждать и многомужество (или как по-другому это явление может называться) — одним словом, вести речь об официальном закреплении права на полигамию, как для мужчин, так и для женщин, и не будем это увязывать с демографическими результатами. Что касается превалирования количества женщин над мужчинами, напомним себе, что эта тенденция — результат сверхвысокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте. В связи с этим разрешение многоженства может привести к увеличению количества вдов и сирот и омоложению вдов в нашей стране. Не высока ли цена “демографического дивиденда” такого нововведения?!

Г.Л.: — Наверное, появление вопроса с подобной формулировкой вызвано инициативой российского депутата, лидера ЛДПР Владимира Вольфовича Жириновского, который предложил эту меру с целью спасти страну от вымирания. Стремление понятно, но... Благими намерениями вымощена дорога в ад. Если в России мусульмане составляют около десяти процентов от всего количества населения, то Беларусь — страна сугубо христианская. У нас свои традиции, свои моральные принципы и общественные устои. Они, по идее, способны положительно повлиять на развитие семейно-брачных отношений, если и государственные институты, и все мы — неравнодушные граждане — начнем более активно работать в этом направлении. И чиновники, и медики, и журналисты, и служители культа, и депутаты... А следовать за кем-то, бездумно копировать чей-то опыт у белорусов нет ни времени, ни права.

В.Т.: — А тем более — возможностей. В мусульманских странах мужчина может иметь несколько жен, но только при условии, что каждую из них в состоянии обеспечить! Какой среднестатистический белорус может себе это позволить? Еще момент: у нас супруги часто между собой не умеют договариваться, семейные ссоры то и дело заканчиваются преступлениями на бытовой почве. Кроме того, у белорусок в крови нет тяги к полигамным бракам. Мусульманские девочки с рождения знают, что они не будут единственными и неповторимыми у своего мужа. Разве можно представить, чтобы христианок вдруг стали готовить к подобному? Нет, это явление у нас точно не приживется.

/НГ/: — Подводя итог нашей беседе, какой алгоритм действий на всех уровнях, включая законодательный, вы предложили бы для того, чтобы спасти наши семьи от разводов и других напастей?

Г.Л.: — Белорусский парламент всегда поддерживал инициативы, направленные на улучшение демографической ситуации в стране, на поддержку семьи, молодежи, укрепление моральных устоев в обществе. Впервые в истории страны парламент принял закон “О демографической безопасности Республики Беларусь”. Новые, прогрессивные подходы к регулированию брачно-семейных отношений заложены в основу Кодекса о браке и семье. Социальная защита семьи и поддержка материнства получили закрепление в Законе “О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей”. На особом контроле у парламентариев и такие важные вопросы, как формирование ответственного родительства, борьба с социальным сиротством. Сегодня Палата представителей нынешнего, пятого созыва работает над рядом законодательных актов социального характера: “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О здравоохранении”, “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О физической культуре и спорте” и др. Нет сомнения, что и в дальнейшем такая работа будет только усиливаться, чтобы наше государство смогло уверенно противостоять глобальным вызовам, в том числе демографического и нравственного характера.

Т.Г.: — Что касается разводов, какую-то их часть надо просто принять: люди прекращают существование семьи, в которой нет взаимопонимания, возможно, есть насилие, и создают новую, в которой живут счастливо и растят любимых детей. Какой-то части семей помогли бы определенные психологические знания и меньшее давление со стороны общества и близких по поводу того, какими “должны” быть муж и жена. На макроуровне факторы стабильности семьи общеизвестны: хороший уровень жизни, возможность сочетать семейные обязанности с работой и карьерным ростом. Особенно это актуально для женщин.

С.Л.: — Я не специалист в области права, поэтому мне трудно говорить о законодательстве что-то конкретное... Как минимум хотелось бы, чтобы оно учитывало, что в современном мире у института традиционного брака очень много врагов, и предпринимало необходимые усилия для защиты традиционных понятий, норм и ценностей от посягательств на оные разных личностей, групп и даже государств. Я специалист в области религии, и я знаю, что религия может при определенных условиях благоприятно повлиять и на репродукцию, и на прочность семейных отношений. Страны с самой высокой степенью рождаемости и с самым маленьким количеством разводов — самые религиозные страны. Естественно, религия сама по себе не заменяет все остальное: психологию, право, искусство, образование, науку. Но одно из самых верных средств — передать своим детям правильное представление о семье на своем личном примере.

В.Т.: — Если молодежь перед тем, как вступать в брак, найдет ответы на четыре главных вопроса — где мы теперь будем жить? На какие средства? Готовы ли мы завести ребенка? Как мы вдвоем будем его воспитывать? — и их ответы совпадут, значит, эта семья обязательно состоится. И никогда не узнает, что такое развод, домашняя тирания, алкоголизм... Важно научиться брать на себя ответственность и обязательства. Ведь семья — это намного больше, чем просто любовь...

←Не наследи!

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика