От «Зенита» до «Рассвета»
В коллекции минчанина — более 1000 советских фотоаппаратов
Чтобы пополнить свою коллекцию, Виктору Суглобу пришлось подкупать продавцов магазинов шоколадками, общаться с перекупщиками и даже побывать на секретном заводе. Экстрима в жизни ему — фотографу и собирателю фотоаппаратов — не занимать. Корреспондент «Р» решила узнать, как и почему белорус начал «охотиться» за снимающей техникой.
Мечта за 67 рублей
Прохожу в рабочий кабинет Виктора Суглоба и словно оказываюсь в музее: по периметру комнаты расставлены шкафы с фотоаппаратами.
— Это еще не все, — показывает коллекционер. — Часть аппаратуры находится в музее-галерее «Мир фото», другую я передал Музею истории города Минска. Когда в 1972 году купил свой первый «Зенит», даже не думал, что однажды соберу столько аппаратов.
Тогда Виктор Суглоб учился в ГГУ имени Скорины на факультете физической культуры. В 70-х встретить на гомельском прилавке зеркальный фотоаппарат считалось большой удачей. Те, кому поймать ее за хвост не удавалось, договаривались с работниками магазинов.
— Я обещал продавцу любое количество шоколадок, лишь бы она оставила мне «Зенит», — вспоминает Виктор Петрович. — Через месяц-два девушка позвонила. Деньги на покупку — 67 рублей, — были. Еще летом заработал их в стройотряде.
Позже увлечение переросло в любимое дело: бросив спорт, Суглоб занялся фотографией.
— Однажды я познакомился с французом, который писал книгу о советских фотоаппаратах, — вспоминает собеседник. — И мне стало немного обидно: иностранцы интересуются нашей техникой, а мы — нет. И я решил собрать свою коллекцию. Дал объявления в белорусские, российские и украинские газеты.
И тут понеслось. Люди звонили отовсюду. Чтобы не упустить ни одного человека, Виктор Петрович поставил дома телефон с автоответчиком. В основном, к сожалению, предлагали лишь очень распространенную в то время модель — ФЭД.
— Где-то в 1987—88 годах ко мне попала эксклюзивная копия ФЭДа ТСВВС, — продолжает коллекционер. — Мы долго не могли определить его производителя. Отправляли запросы на различные заводы, но ответов не было. И только спустя несколько лет удалось установить: данная техника предназначалась для топографической службы военно-воздушных сил. Причем создали таких фотоаппаратов всего около тысячи.
Интересно, что в воинские части эта аппаратура так и не попала. Ею награждали старший и высший командный состав Советской армии. Не зря ТСВВС даже называли «генеральским» фотоаппаратом. Да и «одеты» они были в кожаные чехлы.
С ФЭДами у Суглоба связано немало воспоминаний. Однажды ему даже удалось побывать на Харьковском машиностроительном заводе, выпускающем эти фотоаппараты.
— С руководством мой приезд согласовали, а охрану предупредить забыли, — говорит собеседник. — И вот иду я по территории предприятия с двумя фотоаппаратами — неожиданно налетают сотрудники службы безопасности. Скрутили меня, как шпиона, избили. И только когда им позвонили «сверху», отпустили.
Но, несмотря на такое приключение, поездка в Харьков оказалась очень полезной.
— Когда-то этот завод на базе колонии беспризорников основал известный советский педагог А. С. Макаренко, — рассказывает Суглоб. — Тут я познакомился с Дмитрием Умрихиным. Это бывший здешний воспитанник, конструктор фотоаппаратов ФЭД-2, ФЭД-2 стерео. Он рассказал мне, что нужных людей заводчане одаривали взятками, в которые входил кусок лосиного или кабаньего мяса и фотоаппарат, вынесенный с производства. Причем иногда на технике содержались дарственные надписи. Один из таких ФЭДов Умрихин подарил мне. Интересно, что на этой камере есть три буквы — «МИК». Возможно, это был подарок для Михаила Ивановича Калинина, бывшего Председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Тысяча и одна «Ночь»
После распада СССР фотоаппараты из страны стали массово вывозить в Польшу и Германию. Чтобы не упустить редкие модели, Суглоб просил перекупщиков перед отъездом за границу приносить свой товар к нему.
— А как-то на рынке в Германии я нашел ФЭД — он назывался «Ревью», который я давно продал кому-то в Союзе за 10 долларов. Узнал его по серийному номеру. Правда, когда я его выкупал, пришлось заплатить уже 50.
Виктор Петрович подходит к шкафу.
— Вот самый старый экземпляр коллекции — «Фотокор», — демонстрирует собеседник. — В СССР их поставили на производство в 1930 году. И выпустили очень много, поэтому особой ценности они не представляют. Но мне сейчас очень часто звонят, предлагая такие «эксклюзивы». Когда объясняю, что «Фотокор» не редкость, расстраиваются, спрашивая: «А что с ним делать?» — «Отдайте детям играть», — отвечаю я.
Большинство выпущенных в СССР фотоаппаратов — копии западных. Тот же «Фотокор» — повторение немецкого «Цейсса».
— Исключение — «Спорт», — показывает Суглоб. — Их начали делать в Ленинграде до войны еще. Это первый в СССР однообъективный зеркальный 35-миллиметровый фотоаппарат. Всего их в моей коллекции шесть. Самый ценный — под номером 29, это значит, что с конвейера он сошел 29-м.
Есть у минчанина и редкие фотоаппараты, сделанные в БССР. Это «Оптика» — его коллекционеру подарил сам конструктор, «Рассвет», которых в мире всего 15.
— А вот «Автоликон-645». Его отдал мне автор — Андрей Зыль, — подходит к соседнему шкафу коллекционер. — Этот аппарат, придуманный в 1980-х, опережал японские модели фототехники лет на 15. В то время Зылю сказали: «У нас такую технику не выпускают, давайте передадим ее на производство в Киев». Он не согласился, за что конструктора исключили из партии. Зыль собрал его дома. А ведь если бы у него тогда выкупили этот проект, он бы сейчас был миллионером.
Кстати, часто необычное увлечение сводило Суглоба с интересными людьми.
— Как-то я познакомился с Анатолием Падалко, конструктором советского аналога «Поляроида», — говорит коллекционер. — В одной из зарубежных командировок Леонида Брежнева сфотографировали «Поляроидом» и сразу же отдали фотографию. Вернувшись в Союз, он вызвал министра обороны СССР и потребовал создать свой подобный аппарат. Министр дал задание Анатолию Падалко. Техника была изобретена, вот только советская химическая промышленность не смогла сделать к ней комплекты.
Мы переходим к следующему шкафу — особому. Здесь находятся модели спецтехники.
— До распада СССР найти где-нибудь фотоаппараты чекистов было невозможно, — вспоминает коллекционер. — Их берегли как зеницу ока. Ведь если человек терял фотоаппарат, наказание было не меньшим, чем если бы он лишился табельного оружия. Зато после распада Союза их выбросили на рынок.
Первым в коллекцию Виктора Суглоба попал фотоаппарат Ф-21 или «Аякс-12». Дамы его незаметно прятали в сумочку, а мужчины — в папку. Особенность его в том, что он автоматически заводился на 20 кадров.
— У спецтехники очень интересные названия: «Ночь», «Засада», «Книга», «Барсетка», — показывает коллекционер. — Вот, например, «Кинокамера». Правда, камера в данном случае лишь муляж, в который встроен фотоаппарат. Интересно, что снимает он объекты, находящиеся под углом 90 градусов относительно камеры. И работает практически бесшумно. Это, кстати, признали даже американцы.
Говорить о своей коллекции Виктор Суглоб может часами, находя интересные элементы даже в рядовых фотоаппаратах. В 2009 году он издал книгу «1200 фотоаппаратов из СССР». Увлечение стало для него и профессией, и жизнью. Ведь за каждым фотоаппаратом не только его судьба, но и история великой страны.
На снимке: еще одно детище Виктора СУГЛОБА — книга «1200 фотоаппаратов СССР».
Фото: Леонид ЛЕВШИНОВ