Не обижайте «лазнiка»

Источник материала:  

22 февраля — у православных отдание праздника Сретения Господня.


Во всякую пору года и погоду, а зимой особенно, баня была и остается не только очищением тела, но и замечательной закалкой для всего организма, эффективным тренингом для сосудов.


На белорусских территориях баня известна с очень давних времен. Обычно она строилась на краю усадьбы, поближе к реке, озерцу или криничке. У нас известны два типа бань: так называемые срубные и «землянки». «Землянки» можно было строить на песчаных откосах, по берегам рек, яров, балок и пригорков. Баня имела печь–каменку, кадушки и бочки с водой, куда бросались раскаленные докрасна камни, низкие лавы и более высокие, для сильного пара, полки. В бане, как помещении нежилом, не было икон, свечей, лампад, рушников и всего того, что обычно сопровождало человека в доме. Отсюда она и считалась местом маргинальным, потому служила часто для всякого рода гаданий девушек о своей судьбе, особенно от Крещения до самой Масленицы. Как правило, топить начинали в субботу или накануне любого большого праздника, а перед Пасхой — в Чистый четверг. Мыться в бане стало своеобразным ритуалом. Кроме того, баня топилась в особые и знаковые для человека дни. Еще в прежние времена, как правило, здесь у рожениц принимали детей.


Баня входила в ритуал сложного праздничного свадебного комплекса. В некоторых регионах Беларуси она выступала и в обрядах, связанных с уходом человека из жизни. Именно у нас существовали особые правила поведения в бане. Так, входя туда, нужно было сказать следующее: «Хрышчоны — на палок, а нехрышчоны — з палка». Кроме того, именно в бане, по нашим поверьям, живет необыкновенное существо–дух — «лазнiк», или «баннiк». Он здесь хозяин. Его относят к так называемым «нячысцiкам». Живет он, как считали, под полком, очень любит париться, и потому для него всегда оставляли воду и веник. Как и полагается такому «нячысцiку», моется он только ночью, а того, кто случайно помешает ему, даже просто приблизится к бане, может здорово напугать криком, грохотом, шипением, хрюканьем или еще какими–то жуткими звуками, а то и начнет сбрасывать камни с печки. Поэтому еще при постройке бани старались этого банного духа задобрить и перед первым посещением приносили ему еще теплый хлеб. А мыться после того приходили только через три дня и еще примечали, как выглядит хлеб: если он оказывался слегка погрызенным — это было знаком того, что «лазнiк» его не принял, а отдал мышам. А вот приплюснутый хлеб становился знаком «дазволу». Выходя из бани, такому «лазнiку» кланялись, как настоящему хозяину, и говорили: «Дзякуй, баннiк, за пару».


Баня была еще и удобным местом для сушки льна. Его тут трепали, мяли и вычесывали. В бане запаривали дерево для дуг, ободов для колес, а еще и лозу, чтобы потом плести из нее не только «зручнае i патрэбнае», но и необыкновенно «прыгожае». «Баннiк», как правило, терпит все эти работы. Но в случае недовольства может просто покинуть баню, что считалось очень плохим знаком. Тогда баня непременно разрушится или сгорит. Если же «баннiк» разозлится, то своих хозяев уже не прощает, и даже если его будут звать в новое строение, он туда не пойдет.


Наш колорит!


24 февраля — день святого Власия, заступившего на место древнейшего божества Велеса — опекуна всех животных, символа силы, здоровья, мощи, богатства, благополучия, помощника во всех земных делах. В белорусской народной традиции святой Власий перенял все эти качества и функции у прежнего языческого божества.

Автор публикации: Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ

←Секретный узел связи: "Здесь понимаешь, какая мощь была - Советская Армия..."

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика