Долгая работа над имиджем
Виктория Сенкевич пришла на телевидение в Агентство теленовостей (АТН) 10 лет назад. Вела «Новости», «Панораму», авторский проект «Легко сказать», цикл документальных фильмов «Знай наших». А с недавних пор перешла на административную работу: Сенкевич назначили заместителем директора АТН Белтелерадиокомпании. О том, чем отличается хороший руководитель от плохого, какой стиль ведущих приемлем в новостях, о ситуации на валютном рынке и о многом другом Виктория рассказала в эксклюзивном интервью «СБ».
— У вас колоссальный опыт работы в теленовостях. Что на данный момент в их подаче хотелось бы улучшить?
— Сегодня мы рассматриваем внедрение системы «ньюсрум», которая позволит нам повысить качество выпускаемых в эфир новостей, их информационное наполнение и оперативность. Хотелось бы расширить наше представительство за рубежом. На мой взгляд, это важно так же, как и яркая современная картинка. Но главное на телевидение все–таки люди, та жемчужная нить кадров, которая у нас есть. Ее нужно сохранить, создать все условия для коллег, чтобы они работали эффективно. На мой взгляд, задача руководителя состоит в том, чтобы не мешать работать профессионалам.
— Довольно часто в бегущей строке канала «Беларусь 1» вижу информацию о том, что Белтелерадиокомпания проводит кастинг ведущих. Насколько мне известно, вам поручено выбирать и готовить претендентов к эфиру, следить за их имиджем. Означает ли это, что в скором времени вы поменяете всех ведущих в эфире новостей?
— Нет, конечно. Белтелерадиокомпания регулярно проводит кастинги, поскольку мы накапливаем базу лиц, персон, которые могут быть нам интересны в различных проектах. Самый больной вопрос: где брать профессионалов с большим опытом? Вырастить такого человека — непросто. Отыскать талантливого телевизионщика, готового предложить интересную идею и, главное, знающего, как воплотить ее в жизнь, еще сложнее — пожалуй, самый трудоемкий процесс на телевидении, схожий с промыванием песка в поисках самородков. Но мы не останавливаемся, работа в поисках новых лиц продолжается.
— А какой во мне должен быть потенциал, чтобы вы взяли меня в телеведущие? Нарядный пиджак или умение произнести много слов в минуту? На что вы как босс будете ориентироваться прежде всего?
— Ориентироваться буду не я одна, а целая команда профессионалов. Конечно, внешность человека очень важна. Но для меня главное — внутреннее наполнение человека, его опыт, принципы. Всегда говорю, что в человеке должен быть стержень. Среди наших телеведущих нет «говорящих голов»: каждый из них сам пишет для себя текст, а не просто читает его с экрана. А по поводу пиджаков не стоит беспокоиться: телеведущих мы одеваем.
— Виктория, от чего вам пришлось отказаться, когда вы стали лицом АТН?
— Во–первых, от яркой губной помады, крупных украшений, но все это понятно — обыкновенные требования к деловому стилю. Сложнее было отказаться от эмоций. Девушки зачастую народ эмоциональный, а здесь 24 часа в сутки приходится держать себя в руках, не срываться и вести себя корректно.
— У вас ни разу не было слез в эфире?
— До слез не доходило, но были моменты... Помню, когда мы рассказывали о заложниках «Норд–Оста»... Или работали во время теракта в Минском метро в апреле 2011–го... Было непросто справиться с эмоциями.
— А как быть с этим комом, подступившим к горлу?
— Есть несколько профессиональных советов: глубокое дыхание, глоток воды, подумать о чем–то отвлеченном, вспомнить, что ты на работе, в кадре. Профессия телеведущих, как и хирургов, не позволяет принимать все близко к сердцу. Нужно учиться быть немного толстокожим, как бы цинично это ни звучало. Иначе не выжить.
— Ладно, на работе вы не плачете. А дома? Все женщины знают, что самый простой способ заставить мужчину почувствовать себя неуютно, — это заплакать.
— Я стараюсь никем не манипулировать, особенно мужчинами. Они–то, на мой взгляд, слишком хорошо все чувствуют. И потом, это просто нечестно — взять и разрыдаться. А я очень честный человек.
— У вас экономическое образование. Оно вам пригодилось в жизни?
— Конечно. Я очень хорошо понимаю экономическую тематику, легко пишу на эти темы, разбираюсь в них.
— Эксперты периодически прогнозируют очередные волны экономического кризиса. Как вы себя оберегаете от финансовых потрясений?
— У меня никогда не было больших денег, поэтому все просто: работаю, получаю свою зарплату, аккуратно ее трачу, на этом моя макроэкономика заканчивается. По–моему, людям, перед которыми не стоит задача сохранить крупный капитал, подойдут самые типичные советы экономистов: храните деньги в трех–четырех валютах, не делайте резких движений, если курс евро или доллара вдруг резко пошел вверх — зачастую такие скачки спровоцированы всего лишь слухами на рынке. Наконец, смотрите наши новости, где мы вам расскажем о последних тенденциях в экономике.
— Одним из главных впечатлений уходящего года вы называете поездку к режиссеру Кшиштофу Занусси. Можете рассказать, что это было?
— Занусси — известный польский режиссер, очень умный человек. Мы с ним познакомились в Минске, а позже с некоторыми нашими сотрудниками поехали к нему в гости. Для меня эта поездка запомнилась тем, что мы устраивали в большом доме Кшиштофа вечерние кинопросмотры его работ, говорили о жизни. Мне было очень интересно понять логику мышления этого режиссера, даже просто списать некоторые его кинематографические ходы для съемок.
— Какие списали?
— Это секрет.
— Что для вас лично легко сказать, а сделать трудно?
— Для меня просто нереально уйти с работы в 18.00. Я работаю часов по 12 в день. И мне это интересно. У меня нет такой потребности — в конце рабочего дня выключить компьютер и сказать: «Все, я пошла домой». Наоборот, есть желание что–то еще сделать, решить, кому–то позвонить, составить план работы на завтра. Более того, дома я тоже работаю, обязательно смотрю новости, чтобы быть в курсе того, что происходит в мире, посмотреть, как мы и коллеги отрабатываем те или иные темы.
— Вы также учились в Берлине, выиграв там стипендию в журналистском колледже. И работали на немецком телеканале, снимали сюжеты. Их подача новостей отличается от нашей?
— В Германии, например, есть практика долгого изготовления проекта. У нас, на мой взгляд, журналисты более мобильные, быстрее думают и снимают. Но и в немецкой системе подачи новостей можно многое почерпнуть. Особенно меня поразило их отношение к критике: они ее спокойно воспринимают. У нас с этим сложнее.
— Смущает ли вас ваша узнаваемость?
— Нисколько. Удивительный факт, но ко мне всегда все добродушно настроены. Никогда не сталкивалась с каким–то хамством в общении. Я много энергии отдаю собеседникам, но и сама от людей заряжаюсь только позитивом.
Автор публикации: Виктория ПОПОВА
Фото: Александр СТАДУБ