Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"

Источник материала:  
27.10.2012 21:52 — Новости Общества

Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"

  • Владимир Чуденцов
/

           


В свои 16 и 14 лет минские школьники Дмитрий Молокович и Алексей Якубов уже вполне могут разговаривать со взрослыми пилотами гражданской авиации на их профессиональном языке. Глиссада и вариометр, эшелон и тангаж - все эти странные для уха простого пассажира слова они не только знают, но и охотно объяснят их значение любому желающему. И, конечно же, у них обоих за плечами не одна сотня часов "налета" в компьютерных авиасимуляторах. Но, пожалуй, самое необычное и экстремальное хобби этих ребят - споттинг.

Фотографирование самолетов - это только часть споттинга. В предмете своего увлечения еще необходимо разбираться. Споттеру важно скорее опознать авиалайнер, определить его принадлежность, изучить "послужной список". А фото делается, во-первых, из любви к самому предмету увлечения, а во-вторых - для подтверждения информации о визите самолета в тот или иной аэропорт и обмене данными с другими споттерами по всему миру. В итоге любителями создаются весьма серьезные базы данных, в которых можно найти фото практически любого самолета в мире и всю информацию о нем: где и когда построен, в каких авиакомпаниях летал, в каких аэропортах был замечен.

Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY

Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Интересно, что западные аэропорты и авиакомпании давно поняли, что споттеры - их наиболее лояльные клиенты, готовые, к тому же, совершенно бесплатно рекламировать авиационные бренды на специализированных сайтах вроде Airliners.net или Jetphotos.net (к слову, юные герои нашего материала пока еще не доросли до публикации там своих фото, но очень к этому стремятся). Поэтому для любителей авиации устраиваются целые фотосеты в крупнейших аэропортах мира, а возможность пофотографировать самолеты частенько предоставляют не только с летного поля, но даже с диспетчерских башен. У нас же человек с фотоаппаратом даже на подходе к аэропорту по советской традиции вызывает истерику у охраны: нельзя! Стратегический объект!

Однако, несмотря на все прелести отечественного маразма, белорусские споттеры существуют и снимают самолеты. Иногда успешно: к примеру, даже столь уважаемый в белорусской авиации человек, как заместитель генерального директора компании "Белавиа" Игорь Чергинец, периодически публикует на своей страничке в Facebook фото лайнеров, снятые 16-летним школьником Дмитрием Молоковичем.

В субботу, 27 октября, Дмитрий и Алексей любезно пригласили корреспондента TUT.BY отведать все специфические прелести споттинга по-белорусски. Для этого мы рано утром выехали в Национальный аэропорт "Минск" со столичного автовокзала "Московский".

Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Уже в дороге юные любители авиации стали вполне по-взрослому готовиться к предстоящему мероприятию. Например, очень помогает споттерам Android-приложение Flightradar24 Pro - благодаря ему можно следить на экране смартфона за пролетающими над Беларусью лайнерами и даже оперативно узнавать их принадлежность, пункты отправления и назначения, равно как и прочую информацию. Например, в ближайшее время ожидалось прибытие в "Минск-2" следовавшего из подмосковного аэропорта "Шереметьево" Airbus A319 российского "Аэрофлота" (забегая вперед, можно сказать, что обратный вылет данного борта из Минска автору этих строк даже удалось заснять).

Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Кроме того, споттеры перед выездом на съемку обязательно изучают на специализированных сайтах так называемый METAR - авиационную метеосводку для конкретного аэропорта. В отличие от сообщений белорусского Гидрометеоцентра, неподготовленному человеку METAR ничего не скажет и будет выглядеть как набор загадочных латинских букв и цифр, для авиаторов (и, разумеется, серьезно увлекающихся авиацией людей) он не только легко понятен, но и крайне полезен. В отличие от сводки погоды для "нормальных" людей, он учитывает не только температуру, но и видимость, а также такие специфические параметры, как тип облачности и точку росы, важные для прогнозирования обледенения.

Сегодня, правда, метеосводка споттерам не благоволила: слабый ветер, почти штиль, говорил о том, что рабочей может быть как 13-я взлетно-посадочная полоса, так и 31-я (обычно самолеты, чтобы увеличить подъемную силу, стараются взлетать против ветра). А значит, вероятность занять удачную точку для съемки взлетающих и садящихся лайнеров была лишь 50х50.

Сразу стоит объяснить, что взлетно-посадочная полоса в Национальном аэропорту "Минск" только одна. А "13-я полоса" и "31-я полоса" - лишь авиационные термины, обозначающие ее противоположные друг другу направления. Цифра в названии обозначает курс - 130 или 310 соответственно.

Наконец, мы прибываем на место. И сразу же видим в небе только что взлетевший красавец-лайнер российского "Аэрофлота", который за время нашей поездки успел не только приземлиться, но и загрузить пассажиров на обратный рейс в Москву. Слегка накренившись на развороте, Airbus успевает попасть в наши объективы.

Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Главные враги споттеров - вовсе не милиционеры, как можно было бы подумать, а сотрудники САБ - службы авиационной безопасности. Почему-то считается, что аэропорт является стратегическим объектом и, хотя ни одной таблички об официальном запрете на фотосъемку в "Минске-2" обнаружить так и не удается (в отличие, например, от запрета прохода на территорию), относятся охранники к фотографам крайне нервно.

Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


- Мы снимаем самолеты строго в рамках закона, - рассказывает Дмитрий Молокович. - В частности, мы никогда не пересекаем обозначенную забором границу летного поля. Но даже съемка из-за забора очень нервирует САБ - когда нас замечали, уже неоднократно грозили то надрать уши, то устроить "массаж почек". Поэтому стараемся фотографировать, не попадая в поле зрения охраны. Да и отвлекать САБ от действительно важной работы не хочется.

Не исключено, что нервная реакция на фотообъективы в некоторой мере обусловлена наличием на одной из стоянок аэропорта "Минск-2" практически всего "государственного авиаполка" - самолетов, на которых Александр Лукашенко и руководство правительства летают с визитами за рубеж.

Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Впрочем, их оказалось совсем несложно сфотографировать и без проникновения в аэропорт: на стоянке красовались и знаменитый Boeing-767 покойного Туркменбаши с бортовым номером EW-001PB, купленный для Александра Лукашенко в мае этого года, и бывший президентский Ту-154, "закрепленный" теперь за премьер-министром Михаилом Мясниковичем, и маленький правительственный Як-40. Не досчитались мы лишь Boeing-737-800 BBJ с регистрационным номером EW-001PA, на котором Лукашенко летал до покупки огромного 767-го - по слухам, самолет отправился в Германию на плановое техобслуживание.

Поэтому споттеры стараются снимать так, чтобы на глаза охране аэропорта лишний раз не попадаться. Вполне пригодным укрытием служит фундамент забора. Если уж заметили - ничего не поделаешь, надо ретироваться, пока сотрудник САБ, чего доброго, не вызвал милицию.

Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


А вот авиатехники в "Минск-2", в отличие от охранников, на споттеров реагируют совершенно спокойно. "Они нас видели уже сотни раз и давно привыкли", - говорит Дмитрий Молокович. Да и основной работы у людей этой нелегкой (попробуй побегать 8 часов на холодном ветру!) профессии хоть отбавляй: только на наших глазах активно готовился к вылету Boeing-737 "Белавиа", еще один такой же лайнер только что совершил посадку, с одной стоянки на другую необходимо было отбуксировать "заслуженный" Ту-154, грузовой Ан-26 белорусской авиакомпании Genex без лишней спешки запускал свои два турбовинтовых двигателя, а пилот маленького VIP-самолетика Hawker нервничал в ожидании опаздывающего особо важного пассажира. Аэропорт жил активной жизнью, чем, несомненно, радовал любителей авиации.

Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Конечно, самые красивые кадры через забор не снимешь. Более того, на престижных авиаспоттерских сайтах откажут в публикации снимка, если кроме самолета на нем видна, например, колючая проволока ограждения. Взлет и посадку лайнера лучше снимать с дальних точек - на опушке леса или в поле в районе торцов взлетно-посадочной полосы. Для чего, разумеется, споттер должен знать, какая из них является рабочей.

И это - не единственная сложность. Путь к удачной точке съемки пролегает через болота, кусты и заросли травы, среди которых встречаются весьма неприятные колючки. Но чего не сделает споттер ради удачного кадра!

Уезжали Дмитрий Молокович и Алексей Якубов из аэропорта очень усталыми и голодными, но исключительно довольными. Еще бы: им в очередной раз удалось сделать несколько снимков, которые уже сегодня будут опубликованы на их страничках в социальных сетях.

Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Возможно, кто-то посчитает этих молодых людей странными: ведь большинство их сверстников предпочитают проводить свободное от учебы время совершенно иначе. Кто с бутылкой пива в подъезде, кто на дискотеках, кто за бесконечными онлайн-играми, кто за пустой болтовней с девушками в интернете... А здесь, как поется в известной песне, "первым делом - самолеты". Видимо, странным считают увлечение сотен тысяч людей во всем мире споттингом и белорусские авиационные начальники - иначе давно бы разрешили снимать в аэропорту официально.

Столичные школьники устроили фотоохоту на самолеты в аэропорту "Минск-2"


Пока же популяризацией белорусской авиации занимаются любители-энтузиасты. Насколько хорошо у них это получается - судить не нам. Но Дмитрий и Алексей с удивлением читают, как то в российском "Домодедово", то в аэропорту Лос-Анджелеса приглашают споттеров на съемку, выделяют им лучшие площадки и даже угощают кофе.

С другой стороны... А разве не благодаря суровым испытаниям из мальчишек вырастают настоящие мужчины?

Комментарий в тему

analyzethepeople
Я на сегодняшний день являюсь инспектором службы авиационной безопасности филиала "Аэропорт Минск-1" РУП "Национальный аэропорт Минск". Сам нередко "гоняю" споттеров за подобные вещи. Понимаете, во-первых, не мы устанавливаем правила, а Правительство! Для обеспечения авиационной безопасности была разработана Государственная программа защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (постановление Совмина от 10.10. 2007 г. №1295, п. 38 ч. 3) - она предусматривает запрет на фотосъемку в здании аэропорта и на аэродроме. Запрет на фото самолетов и зала ожидания без согласования также предусмотрен статьей 18.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Съемка будет квалифицирована как нарушение правил поведения на воздушном судне и может повлечь за собой наложение штрафа.

Неужели так сложно обратиться в администрацию аэропорта с благими намерениями и получить разрешение на фото- либо видеосъемку? Это буквально 15-30 минут личного времени, зато намного меньше возможностей попасть в ближайший линейный пункт милиции.

Что касается непосредственно аэропорта "Минск-1". Чаще всего, в аэропорту "Минск-1" садятся самолеты бизнес-авиации, находятся на перроне с экипажем на борту лишь около часа после посадки либо за полчаса-час до взлета, в остальное время самолеты находятся под охраной (!). Соответственно, никто не может дать разрешения на фото- и видеосъемку какого-либо конкретного воздушного судна, а тем более никто не имеет права фотографировать имущество стороннего владельца, которое находится под охраной.

←Белорусские синоптики на эту ночь объявили штормовое предупреждение.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика