Приграничные заметки: как белорусы зарабатывают на поездках в Польшу

Источник материала:  
23.10.2012 13:20 — Новости Общества
Приграничные заметки: как белорусы зарабатывают на поездках в Польшу Вкусная контрабанда

Первый раз отправилась в Белосток на туристическом автобусе. На обратной дороге белорусский таможенник попросил всех пассажиров разгрузить багаж. В итоге 51 человек с сумками (по 6-8 на каждого) потянулись в комнату досмотра и выложили поклажу на весы. Дело в том, что количество ввозимого товара в нашу республику не должно превышать 50 килограммов на человека. Минчане с перевесом передавали сумки тем, кто ехал налегке. Обычная практика. Ведь за каждый лишний килограмм нужно платить пошлину.

- Кто везет мясо? - поинтересовался страж кордона после процедуры взвешивания.

- Я, - призналась дамочка бальзаковского возраста. - Пару килограммов…

Все замерли в ожидании. Кто-то прошептал: "Дура! Кто за язык тянул?". Через границу запрещено провозить молокопродукты и мясо, растения и многое другое. Тем не менее, народ везет домой свежатину, которая в Польше стоит в 2-3 раза дешевле.

Страж границы призвал всех доставать мясо. Минчане повыуживали из сумок сырокопченые колбасы, сосиски в вакууме… Таможенник начал пугать тем, что развернет автобус в Польшу выбрасывать продукты. В итоге сжалился и дал нам зеленый свет.

- С нашей таможней спорить не просто себе дороже, а очень даже чревато, - заметил водитель автобуса. – Никогда не предугадаешь, что ждет на границе. Многое зависит от настроения пограничников. Предвидеть его невозможно. Наша задача – быстрее пересечь границу, а не искать истину.

…Контрабандное мясо свисало с урны, а сверху шапкой лежали копченые сосиски и колбасы.

Не спать!

Недавно составила компанию друзьям и поехала с ними на машине снова в Белосток. В пункте пропуска своей очереди к таможенному досмотру ждали около 150 автомобилей. Слышала, что очередь иногда растягивается на 12-14 часов. Нам повезло - мы стояли восемь.

Поспать в многочасовом ожидании не получилось: каждые 5-10 минут автомобильная шеренга двигалась. Но поскольку сон свалил нашего водителя, местечко впереди сразу заняли. По моим наблюдениям, если не большинство, то половина машин были с номерами Гродненской области. Кто-то закрылся в салоне, включил кондиционер и смотрел фильм на ноутбуке, кто-то тусовался на улице, попивал кофе из термоса и общался с соседями.

Забегая наперед, отмечу: в Белосток мы приехали в полнось. Бросили якорь на стоянке ночного рынка. В пять утра вышли за покупками и ахнули - будто на родине оказались! Кругом автомобили с белорусскими номерами.

"Денежный бензовоз"

На границе - очереди из "бензовозов". Местные дельцы вывозят в Польшу бензин.

Поясню: если в машине стоит стандартный для старых универсалов "Фольксваген Пассат" 70-литровый бак, на одном рейсе удается заработать порядка 50 долларов. Особо предприимчивые белорусы "раздувают" баки до 100-литровых. Тогда заработать можно больше. В очереди на пунктах пропуска эти люди стараются ради экономии двигатель не заводить: машину толкают, перемещаясь в очереди.

…Польские таможенники заглянули в наш салон и багажник. Постучали ручками длиннющих отверток по покрышкам. И только после этого пропустили на свою территорию.

При мне два автомобиля отправили на разборку. Наверное, вызвали подозрения. Также на моих глазах страж границы засунул длинную плоскую отвертку внутрь оконного проема впереди стоящей машины.

- Что вы делаете? - завопил водитель.

- Пан знает, что он делает, - спокойно молвил поляк и продолжил свое дело.

Многие водители "нафаршировывают" свои машины сигаретами - прячут их под обшивкой салона, в дверках, в панели, в переднем и заднем бампере автомобиля. Контрабанду и автомобили конфискуют, нарушителей штрафуют, но наши граждане по-прежнему предпочитают рисковать.

Исповедь

- Дело было на польской таможне, - рассказал Владимир, отстоявший в очереди 8 часов. - Жители Гродно, муж и жена, на "Пассатах"-"бензовозах" дожидались паспортного контроля. У супруги сломался автомобиль. Позади стоящие водители начали возмущаться по поводу задержки движения. Съехать на обочину оказалось невозможно, так как соседние колеи были заняты другими машинами. Мужик попытался толкать автомобиль руками. Безуспешно. Бензобак был "забит" топливом. Тогда он бампером своей машины протолкал через контрольно-пропускной пункт авто жены. Так и пересекли границу.

Солярку в Беларуси многие водители покупают за полцены, с рук. Топливо на обратную дорогу водители прячут в кустах. Я тоже. Как-то возвращался иной дорогой и не мог найти свою канистру. Дело в том, что прятал тару с горючим в темное время суток, во время дождя. Очень смеялся, когда выяснилось, что оставил топливо в населенном пункте. Моя канистра стояла две недели у границы под кустом, припорошенная усохшей листвой. Но потом канистру  кто-то нашел и  присвоил себе. Так что рискованное это дело…".


Вместо эпилога

Знаю молодого мужчину Виталия, который попался на контрабанде двух блоков сигарет. Отныне его автомобиль поляки постоянно отправляют на "яму" (занесли нарушителя в черный список), где досматривают с особой дотошностью. В итоге Виталий теряет около 5 часов времени.
 
За провоз одной лишней пачки сигарет налагается штраф 150 злотых, что в пересчете на белорусские деньги составляет почти 400 тысяч рублей. Нередко конфискуют автомобили. Стоит ли игра свеч?  

В польском музее, где хранятся контрабанды, можно увидеть корзинки из лозы с двойным дном, книги, мячи, упаковки от порошкового супа, консервы, упаковки с кофе – во всем этом перевозились сигареты. Среди новых экспонатов – три буханки черного хлеба, в которых 50-летняя белоруска пыталась спрятать 21 пачку табака. Хлеб привлек внимание тем, что был плотно обмотан упаковочной пленкой, хотя обычно в магазинах на эти цели тратят не более одного слоя.

Надежда Березкина, OPEN.BY
←Праз 30 гадоў беларус ізноў ляціць у космас

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика