Тайные знаки защиты
Интерес к международной выставке художественных голограмм, состоявшейся в Национальной академии наук прошлой осенью, превзошел все ожидания: даже после месяца ее работы у входа выстраивались очереди. Среди картин, нарисованных светом, собранных со всего мира, там демонстрировались и произведения ее организатора - известного ученого, академика международной инженерной академии Леонида Танина, которого называют не иначе как основателем художественной голографии в нашей стране. Однако он стоял у истоков создания и другого наиважнейшего направления в этой области - защитной голографии. Чтобы наглядно ее представить, не надо стоять в очереди и покупать билет: с защитными голографическими знаками на акцизных марках и ценных бумагах мы сталкиваемся ежедневно. И здесь речь уже о целой системе национальных средств защиты на основе голографических методов. Неудивительно, что эта разработка Леонида Танина, Петра Моисеенко (ЗАО "Голографическая индустрия") и Николая Макаревича (РУП "Минская печатная фабрика" Гознака) оказалась в списке претендентов на соискание Государственных премий в области науки и техники 2012 года.
Простое в сложном
Как оградить ценные документы и объекты от фальсификаций? Какое оно, идеальное средство защиты? Леонид Танин и Петр Моисеенко говорят о двух основных обязательных требованиях. Итак, нужно, чтобы оно было очевидным и легко проверяемым. Таким образом, к процессу защиты присоединяется "народный контроль". В то же время оно должно быть сложным в научной разработке и в техническом исполнении. Возьмем, например, самый легкий способ - подпись. Если мы распишемся на документе, это будет уникальная вещь - никто не сможет точь-в-точь повторить чужой росчерк. Но, учитывая, сколько объектов требуют защиты, на такой вариант уйдет масса времени. Более того, чтобы проверить подлинность автографа, потребуется как минимум специальная лаборатория и эксперты. Возможно ли все это осуществить, скажем, в магазине, куда привезли товар? Или с каждым банкнотом? Поэтому-то перед разработчиками стояла задача создать такую защиту, которая легко распознавалась бы даже на бытовом уровне.
Надо сказать, обычная голограмма с этим отлично справляется. А чтобы исключить подделки, усилить защищенность, разработчики применили ноу-хау: начинили свои изделия скрытой от глаз информацией. Так появились на свет юниграмма, знакомая всем по акцизным маркам, и кодограмма. Увидеть тайные метки можно лишь с помощью специальных приспособлений. Для юниграммы это простое устройство типа лупы. Только вместо линзы - прозрачная полимерная пленка. Наводишь на голограмму - и проступает скрытая надпись. Для кодограммы, где зашифровано больше информации, сделан свой идентификатор, который уже серийно выпускается. Представьте, обычная на вид голограмма может содержать до восьми степеней защиты! "Простоту визуализации мы соединили со сложностью выполнения самого изделия. Такое средство защиты сделано впервые именно нами, аналогов в мире нет", - подчеркивают авторы. Первенство подтверждают многочисленные патенты - и белорусские, и евразийские, и американские.
Подлинная ценность
Создание защиты от фальсификаций неспроста требует постоянных новаций: только так можно на несколько шагов опережать подделки. Интересно, что чаще всего пытаются сымитировать защитные признаки на транспортных накладных - ведь тогда можно оперировать целыми партиями товара! Достоверно же подделать голограмму со всеми степенями защиты нереально - для этого надо не только иметь весьма дорогостоящую технику и высококвалифицированный персонал, но и знать толк в секретах, которыми окружено производство. А ведь существуют и необычные защитные элементы, например, заведомо сделанная ошибка, как раз таки свидетельствующая о подлинности. Или, например, в блистерных упаковках для бриллиантов используются саморазрушающиеся голограммы - их невозможно отклеить, не повредив целостности. В то же время они - сами по себе элемент конструкции упаковки, что сделано впервые.
Впрочем, важно не только придумать средство защиты так, чтобы его невозможно было повторить, но и суметь его воспроизвести в большом количестве. По подсчетам Леонида Танина, только для акцизных марок уже сделано около 15 миллиардов юниграмм. Можно представить, какой мощный щит теневому обороту ставит эта разработка и каков ее экономический эффект!
Кстати, преимущества голографического метода защиты оценили и коммерческие организации. Рынки открыты, и свою продукцию просто необходимо ограждать. Леонид Танин приводит в пример фирму, сделавшую себе имя, торгуя запчастями. Под ее маркой конкуренты стали продавать брак. Имидж фирмы страдал. В итоге она снабдила свою продукцию голограммами и проблема снялась. Кстати, несмотря на глобальные задачи, которые способна решить эта "опция", она весьма дешева - от десятых долей до десятков центов, в зависимости от сложности. Неудивительно, что разработка востребована также на зарубежных рынках и приносит доход в валюте. "А ведь на начальном этапе нам пришлось преодолевать недоверие, о защитной голографии говорили как об утопии, - вспоминает Леонид Танин. - Наука к тому времени уже накопила потенциал - в лазерной физике, когерентной и нелинейной оптике, но не была адаптирована под конкретную задачу. Мы нашли собственный путь решения. И на деле сумели доказать и преимущества, и уникальность этого метода".
А еще разработки наших ученых говорят о том, что голография, которая уже используется в искусстве для создания необычных произведений и объемных копий раритетов и в медицине, только начинает раскрывать свои возможности.
Автор публикации: Юлия ВАСИЛИШИНА
Фото: Виталий ГИЛЬ