Мелодией жеста выражают свое душевное состояние артисты театра “Лучики надежды”
Большинство людей уверены, что мелодику песни, романса можно передать лишь звуками, индивидуальным голосом певца. А чтобы эта передача была точной, красивой и правильной, исполнителю нужно обладать хорошим музыкальным слухом. Это общепринятое представление. А что делать, если человек родился глухим, а не просто без музыкального слуха? Восприятие мелодии, тем более ее исполнение ему вообще недоступно?
По логике вещей — да. Но иногда человеческие способности выше всякой логики. И стремление людей с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью, ощущать себя равными другим вершит чудеса. Вот и участники театра жестовой песни “Лучики надежды”, созданного в Бобруйской государственной специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушением слуха, с помощью своего педагога Татьяны Щемеровой учатся исполнять любимые песни, наслаждаться их ритмикой, превращая красоту мелодий в красоту жестов. Само название театра говорит о том, что любой в этом мире живет надеждой, веря в свою звезду. Трудно определить объем тех трудов и усилий, которые прилагает педагог, чтобы ничего не слышащий человек мог безошибочно попадать в ритм, жестами передавать мелодику песни. Ведь одно дело разговаривать на сурдоязыке, подчас быстро, невыразительно. А совсем иное — исполнять на нем песню, передавая ее слова с помощью жестов.
Во время выступления своих учеников Татьяна Ивановна находится в зале, среди зрителей, и подсказывает, если исполнитель чуть-чуть начинает “фальшивить”, отставая или опережая ритм. Идея создания школьного театра жестовой песни вызревала постепенно. Ребята приходили к Татьяне Ивановне с просьбой перевести слова понравившегося шлягера на язык жестов и мимики. Учительница не отказывала, хотя основные ее обязанности в школе — работа с самыми маленькими учениками, начальных классов. И на школьных дискотеках наблюдала, как воспитанники стремятся слышать мелодию: динамики разрывались от самых высоких децибелов, а ребята стояли вблизи их, пытаясь ощутить ритмику мелодии, доносившейся из них. Скорее не звуки, а их колебания, были счастливы. Эти наблюдения педагога и стали отправной точкой при создании театра.
От обычных детей воспитанники школы-интерната отличаются если только тем, что смеются звонче, бегая по школьным коридорам, — а кто из подростков откажет себе в таком удовольствии — топают громче, поскольку не слышат звуков. Зато, считают многие, отсутствие слуха они компенсируют глубиной чувств, которые никогда не обманывают.