«Красное золото»!
Корреспондент «НГ» побывал в клубничном крае, на Лунинетчине, и узнал, каков он, нынешний урожай, почем нынче ягода и сколько можно заработать на ней в сезон
Поле – прилавок
Выращивание этой любимой в народе ягоды требует огромного упорства, терпения и трудолюбия. Но кто был тот предприимчивый человек, который первый на Лунинетчине начал выращивать на продажу садовую землянику, или, как теперь все ее называют, клубнику, сегодня никто уже не помнит. Хотя меня заверили, что точно известно: начиналось все в деревне Бродница, недалеко от нынешней клубничной столицы края – агрогородка Дворец – сельского населенного пункта, известного с XV века. В здешних местах люди постарше помнят, как в 60-х годах ретивые чиновники пытались регулировать производство клубники, которую многие из-за нехватки земли в подсобных хозяйствах выращивали на разработанных в лесу делянках. Эти делянки просто-напросто перепахивали. По сути, чиновники, сами того не понимая, пытались запретить людям работать на земле. Сегодня, как и много лет назад, в Лунинецком районе практически каждая семья на селе, и многие в Лунинце, выращивает клубнику в объемах значительно больших, чем нужно для собственного потребления. Подчеркну важную деталь, выращивание клубники — семейный бизнес. Июнь в этом регионе — месяц особый — клубничная страда. Он в прямом смысле слова год кормит. Люди берут отпуска, собирают всю родню, чтобы не пропустить этот благодатный период сбора урожая. Родственники приезжают даже из других областей и городов. Никто не отказывается пополнить семейный бюджет, пусть даже и таким нелегким трудом, как выращивание и сбор клубники. А клубникой в здешних местах занимаются все — от мала до велика. В общем, чем больше народу работает на плантации, тем лучше, ведь на семью приходятся участки, где выращивают полезную ягоду — в среднем по 10—12 соток, и все агроприемы в основном выполняются вручную. Хотя есть плантации и в гектар, и в два, и более. Но здесь уже силами семьи не обойтись, приходится привлекать наемный труд. От чего, естественно, страдает качество. Наемник так, как хозяин, работать не будет. На то он и наемник, интерес не тот. Отработал день, получил, условно говоря, свои деньги и — свободен до завтра. Другое дело хозяин, который должен подумать, как наладить качественную технологическую цепочку “поле — прилавок”. А начинается забота о новом урожае сразу же после реализации последней ягоды. Плантация дает хороший урожай 3—4 года. После этого кусты клубники нужно пересаживать на новое место. И вся обработка, подкормка и прополка ягод тоже производится вручную. А за сезон только прополок нужно сделать как минимум пять. И тут уже не ленись, если дашь сорнякам заполнить участок, потеряешь урожай. В лучшем случае соберешь мелкую ягоду, которая пойдет по самой низкой цене на переработку, а то и вовсе — на вино. Особая забота — сорта клубники. Каждый старается приобрести такие, которые созревают пораньше или попозже. Большинство лунинчан, которые занимаются выращиванием ягод, считают ее приработком к основной работе. Поэтому работа — работой, а клубнике остаются утренние часы и время после работы. Вот и получается, что с апреля по октябрь клубника отнимает у хозяина почти весь световой день. А июнь — время сбора и реализации урожая — отличается особой интенсивностью.
Перспективы
Теперь несколько слов об участии местной власти в клубничной эпопее. Во-первых, сам рынок во Дворце, несмотря на кажущуюся стихийность, — явление организованное. Большинство машин стоят таким образом, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд по трассе Гомель — Брест: на площадках, съездах, в переулках агрогородка. Во-вторых, есть места, где можно перекусить, — это кафе “Спадарожнiк” Лунинецкого райпо и частное мини-кафе. Райпо также организована работа временных торговых точек, где можно приобрести и напитки, и продукты. Но, самое главное, силами потребкооперации создана система закупок, когда производитель имеет возможность сдать любую ягоду: от самой отборной до бросовой, потерявшей товарный вид — на вино. Причем именно заготовители райпо в основном доезжают до дальних деревень, облегчая реализацию выращенной ягоды для тех, кто не имеет возможности выехать на рынок. Но весьма вероятно, что уже в следующем сезоне знаменитая “дворцовая” торговая площадь изменит свой облик. В районном исполнительном комитете корреспонденту “НГ” рассказали, что в агрогородке планируется строительство стационарного рынка. Под него выделено место, есть проект, идет поиск инвестора. Вот такой он, лунинецкий клубничный феномен, порожденный уникально теплым для Беларуси климатом, особыми землями и огромным трудолюбием местных жителей. Феномен, который сам себя создал и поддерживает. Впрочем, имеются мнения, что нужно его как-то подрегулировать. Мол, селяне не платят налоги. Об этом мы тоже поговорили с теми, кто кормит клубникой почти всю Беларусь. Дело в том, что если посмотреть на эту проблему с иной точки зрения, то можно увидеть, что проблема гораздо шире налоговой темы. Ведь лунинецкие клубничники обеспечивают работой себя и тысячи других людей, а этот сельский район по меркам нашей страны довольно многолюдный, и работы в агропредприятиях всем не хватает. При этом государство не несет никаких затрат на создание рабочих мест для избытка рабочей силы, а наоборот, эта самая сила привлекает в регион немалые средства извне, или, как теперь модно говорить, — инвестиции, которые по большей части остаются в районе и области. Нам привели такой факт: в июне—июле обороты торговых организаций района вырастают в два-три раза: кто-то покупает стройматериалы, кто-то мебель, кто-то бытовую технику, а кто-то собирает детей в школу. Получается всем выгодно, и все должны быть довольны. Тем более что лунинчане поставляют на наш стол не только клубнику, а еще чернику, бруснику, картофель и морковь. И нам не надо их учить, как работать на земле, а у них еще можно поучиться — трудолюбию, человеколюбию и оптимизму.
Деньги — товар
Технология сбора клубники проста и зависит от места реализации. Собрал емкость, ведро или ящик, и неси — сдавай заготовителю. Хочешь — в руках неси, хочешь — вези на велосипеде или мотоцикле. Умельцы придумали простое приспособление — доску, в которую вбиты два гвоздя. Она кладется на багажник велосипеда или мопеда, и таким образом можно на одном двухколесном транспорте перевозить сразу пять ведер. Есть виртуозы, которые берут “на борт” и больше. Но пять-шесть — норма. Интересно было наблюдать, как во Дворце на ближайших участках к рыночной площади работает семейный конвейер. Семья в количестве шести человек — трое взрослых и трое детей — собирает клубнику на грядке площадью 5—6 соток. По мере наполнения ведер старшие дети бегут с ними к машинам и сдают ягоду заготовителям, после этого возвращаются на плантацию. Из дальних деревень клубнику на продажу также везут гужевым транспортом или на легковом авто. Некоторые везут собранный урожай на ближние и дальние рынки, а там уже или оптом продают, или в розницу. Загрузил на ночь авто, сел за руль — и, к примеру, утром уже на столичном рынке в Ждановичах. Продал — и домой. Выгода такого способа налицо: цены в столице и других городах выше. Кто такой возможности не имеет, реализует выращенное заготовителю от райпотребкооперации или перекупщику-частнику. В день нашего приезда в район прием клубники у населения вели 28 организаций со всей республики, в том числе представители районных потребительских обществ из Любани, Кареличей, Ивацевичей, Гомеля, Чечерска, Пинска, Ельска, Быхова, Мстиславля. Точки, где в районе работают заготовители, все знают, туда и везут. Об этом корреспонденту “НГ” рассказала управляющая делами Дворецкого сельского Совета Лариса Казун. Путешествуя по рынку “клубничной столицы” — агрогородка Дворец, мы встретили бригады купцов из Курска и Белгорода. Нам рассказали, что почти каждый день отсюда уходят машины с белорусскими ягодами в Москву и Питер. Не говоря уже об областях Беларуси. Кстати, клубнику в больших объемах выращивают также в Пинском, Ивановском и Малоритском районах Брестчины, но такое явление, как “дворцовый” рынок, куда съезжаются заготовители со всей Беларуси и из-за рубежа, есть только в Лунинецком районе. Мы попытались найти ответ и на один из самых интересных вопросов: “Сколько?”. Для тех, кто любит считать деньги в чужом кармане, сразу хотел бы расставить акценты. Себя к этой категории не отношу, просто на примере клубничного бизнеса пытаюсь показать, сколько в Беларуси может заработать трудолюбивый человек. Причем своим трудом. Очень нелегким. Ответ на вопрос прост — все зависит от амбиций и приложенных усилий. Как нам сказали, самое малое, что может заработать в сезон семья, продав выращенную клубнику, — 1000—1500 у. е. Верхней планки у этой шкалы нет. Мы беседовали с местной жительницей, которая представилась Натальей Ивановной. Они всей семьей обрабатывают плантацию площадью около 1 га, и за половину клубничного сезона уже заработали около 4500 у. е.
Рыночный компромисс
Лунинецкий район — это часть обширного белорусского Полесья. А полешуки — народ приветливый, как говорят, позитивный. Редкие оптимисты. Жалоб на трудности ни при начальстве, ни в приватных беседах от них не услышишь. Хотя, нет. Жаловались... на закупочные цены. Однако при этом соглашались, что это категория непредсказуемая — рыночный компромисс. Вопрос о цене на клубнику интересный и для тех, кто ее производит, и для тех, кто ее покупает. С основами ценовой политики на здешнем рынке нас ознакомила специалист отдела экономики райисполкома Ирина Полуян, а картину конкретного дня помогла рассмотреть заготовитель Лунинецкого райпо Елена Грицкевич. Некие стоимостные ориентиры устанавливает потребкооперация, когда перед началом закупочного сезона объявляются рекомендуемые цены для заготовителей. В этом году рекомендуемая цена на отборную ягоду за килограмм — 3000 рублей, на переработку — 2500, а на вино — 1500 рублей. При этом заготовительным подразделениям установлены планы, которые нужно выполнять. И если не дать цену, то производитель пойдет сдавать товар частнику. Как устанавливается цена, мы увидели воочию. На днях на знаменитом лунинецком рынке у агрогородка Дворец с утра закупочная цена сложилась таким образом, что за килограмм “красного золота” частники давали всего 3000 рублей. И что это за отборный продукт! Только когда на рыночной площади развернулись заготовители потребкооперации, цена подскочила до пяти тысяч. Спрогнозировать закупочные цены на клубнику практически невозможно. Бывалые “клубничники” говорят, что она может несколько раз меняться даже в течение одного дня. В день нашего визита оптовая цена у перекупщиков на “дворцовом” рынке колебалась от 10 000 до 13 000 рублей за килограмм. Накануне она была в пределах 7000—8000. А отъехав от трассы к ближайшим деревням и дачам, ее можно было купить значительно дешевле. У продавцов на трассе от Бреста до Житковичей разброс цен еще больше. Если повезет, то восьмилитровое ведро хорошей клубники можно купить за 30 000—40 000 рублей. В то время как в Минске меньше чем за 120—150 тысяч рублей найти очень сложно.