Кто роет яму под белорусскую атомную станцию?
Уже две недели экскаваторы грызут землю на Островецкой площадке — под белорусскую атомную станцию роют котлован. Первый ковш земли доставали не буднично — в присутствии ответственных чиновников и священников обеих доминирующих в Беларуси христианских конфессий, окропивших святой водой землю под атомную стройку.
Котлован копают неподалеку от небольшой деревни Шульники. Роют интенсивно. По официальной информации, на котловане задействовано 17 экскаваторов и 90 самосвалов.
Над местом, где копают котлован, постоянно висит облако белой пыли — его хорошо видно за несколько километров. Пыль не успевает оседать — едва сильный порыв ветра очищает воздух, как после проезда очередного самосвала хово пыль поднимается снова. А самосвалы двигаются сплошной бесконечной колонной. На Островецкую площадку согнали самосвалы МАЗ из Минска, Жодино и Ошмян. Большинство экскаваторов — южнокорейского производителя Doosan, в меньшем количестве работают Hitachi, Hundai. Бульдозеры — челябинские Б-11 и китайские Shantui. Практически вся техника новая.
Видел также поливальную машину с российским номером 69-го региона — Тверской области. Поливальные машины используют для увлажнения грунта и уменьшения пыльного облака, но помогает это слабо — вода быстро уходит в землю.
К 8 июня глубина котлована составляла уже около 5 метров.
Место котлована пока не огорожено, но уже имеются предупреждающие об опасности таблички, а также установлена будка сторожа. Параллельно из бетонных плит укладывают подъездные пути к котловану.
Землю из котлована отвозят за 3 километра в направлении деревни Поболи. Там засыпают болота. В будущем на место засыпанных болот будет уложен срезанный с площадки и сохраненный верхний плодородный слой почвы, чтобы превратить эти места в пахотные поля.
С другой стороны площадки уже построено четырехэтажное здание административного корпуса. Продолжаются работы по возведению технических сооружений рядом с железнодорожной станцией.
Впечатление от стройки — делают все аккуратно. Это и отличная дорога Островец — площадка АЭС, и железная дорога, где тщательно оборудован каждый переезд, и рациональное использование земли с площадки.
Посмотрев площадку, наведываюсь в ближайшие деревни. Несколько хуторов около самой площадки стоят опустевшие. Опустел и хутор бабы Гени, которая всю жизнь прожила в нем без электричества, хотя ЛЭП проходит в нескольких десятках метров.
Заезжаю в ближайшую к котловану деревню Шульники. Здесь живет человек тридцать, половина хат — пустые. Ни магазина, ни школы. Вся молодежь давно разбежалась. Схожая ситуация и в еще одной стоящей у самой атомной площадки деревни Валейкуны.
Какой-либо выгоды от стройки века местные жители тоже не имеют. Раньше власти обещали местному населению высокооплачиваемую работу на строительстве АЭС, но, как оказалось, в аборигенах там не нуждаются. «Пригнали машины — вместе с ними шофера приехали», — говорит житель деревни Валейкуны Викентий.
Спрашиваю, надеются ли они, что строительство АЭС изменит их жизнь к лучшему.
«Как бы не нарабили какой ерунды людям», — говорит жительница Шульников Янина. Беспокоится из-за АЭС и ее соседка Тереса: «Как бы этот «редактор» не взорвался». Еще одна жительница Шульников Анна тоже не уверена, что АЭС принесет им счастья: «Пыль такая, песок в хате через окна…».
«Как говорят, положат бомбу под койку», — подводит черту Викентий из Валейкун.
Панорамные снимки с Островецкой площадки |
Василий СЕМАШКО