ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ НЕ СТРОИТЬ?

Источник материала:  
10.06.2012 11:14 — Новости Общества

Нынешняя ситуация, в которой оказались минчане, ожидающие новоселья, напоминает послевоенную, когда главными словами, определяющими массовую народную перспективу, были «переселение» и «уплотнение».

Не потерявшие яркости красок билборды «За Беларусь!», позволим себе шутку, уже морально устарели. «За МКАД!» — вот что становится действительным трендом Минска. Пока государство без устали планирует перенос строительства за пределы кольцевой автодороги и в города-спутники, оставшиеся в живых после экономических потрясений застройщики уплотняют Минск.

Конфликты между жильцами и застройщиками разгораются и затухают, привлекая к себе внимание.

Территорию под новостройки очищают от сквериков, мест для выгула собак, спортивных и детских площадок. Наиболее активная часть населения протестует, застройщики — застраивают. Обиженные жильцы пытаются бороться старинными проверенными способами — сбором подписей под коллективными жалобами, но на стороне застройщиков суперсила — деньги.

Моя милиция меня…

Академия МВД, решившая значительно расширить свою территорию, расположена в районе площади Победы. Она исторически зажата зданием гимназии и несколькими жилыми домами, жильцы которых никак не могут «всенародно» любить и поддерживать намерение милиционеров возвести в жилом дворе общежитие, столовую, спортзал, международный центр для обучения специалистов и 25-метровый бассейн.

Не доходят до «черствых» минчан доводы о бедственных условиях, в которых проживают будущие стражи национального порядка: в одной комнате сейчас ютится 20 человек. Не купились жильцы и на обещания построить детские площадки, благоустроить территорию и оказывать бесплатную медицинскую помощь несговорчивым жителям квартала. После многочисленных обещаний представители академии с ловкостью фокусника достали из рукава главный козырь — пожизненные скидки в бассейн. Но и тут жильцы, как говорят тинейджеры, не повелись.

Жители квартала моментально организовали интернет-форумы и круглосуточно пытались найти альтернативное место для строительства всего того, чего так не хватает сегодня кузнице кадров МВД.

— Может, в Смолевичах?

— Может, на участке бывшего депо на проспекте Машерова?

«За МКАД!» — таким стал общий вердикт. Представители академии «замкадный» вариант отвергли на корню и заочно, и при личной встрече с неугомонными жильцами. Пришлось голосовать. Академия МВД — это вам не «Евровидение». Неожиданных результатов не случилось. Бунтари по-прежнему настроены решительно, но частые пересмотры итогов голосования давно считаются в нашем народе плохой приметой.

В микрорайоне Уручье на месте, где собираются строить дома для омоновцев, начали выкапывать деревья. Выкапывали даже те молодые саженцы, которые посадили на общенародном субботнике. Корчевали, ясное дело, под охраной милиции. Один из местных жителей не робкого десятка стал фотографировать. Его задержали и отвезли «куда надо».

— По пути на работу 2 мая (около 9 часов утра) наблюдал, как работники «Зеленхоза» под охраной милиции и людей в штатском выкорчевывали молодые ели и грузили их в прицеп трактора, — рассказал наш читатель Сергей Дробышев. — Потом подъехал милицейский микроавтобус. Жители соседних домов ругались с милиционерами и рабочими, которые советовали им прикусить языки, чтобы не оказаться в автозаке. Победа оказалась на стороне милиционеров.

Если сможешь, уплотни!

В последнее время вопросы сноса и отселения жильцов приобретают массовый характер и получают широкий общественный резонанс. С завидным постоянством то в одном, то в другом районе города разгораются настоящие страсти. Жильцы выступают против уплотнения существующей застройки и всеми правдами и неправдами отстаивают свои права на «законные» квадратные метры. Как правило, войны между застройщиками и отселяемыми жильцами затягиваются на долгие месяцы. Меняется тактика и стратегия воюющих сторон, бумажная переписка периодически уступает место словесной перепалке и угрозам обратиться в суд как к крайней мере разрешения конфликта.

В подобной ситуации оказалось и ООО «Волынь». На основании решения Мингорисполкома компания выступает застройщиком квартала в Первомайском районе Минска в границах улиц Волгоградская — Короленко — Ватутина — Кутузова. По градостроительному проекту к 2014 году на месте малоэтажных домов послевоенных лет здесь должны появиться три многоквартирных жилых дома со многими современными объектами общественного назначения и торговли.

На сегодняшний день ведется строительство первой секции первого каркасно-блочного дома, рассчитанного на 124 квартиры. Дом строится за счет собственных средств застройщика и за счет привлечения средств мечтающего о скором новоселье населения путем продажи жилищных облигаций. Много квартир в будущем доме уже продано. «Тормоз» для начала строительства второй секции — пятиквартирный жилой дом общей площадью 600 квадратных метров, в котором проживают три собственника. У двоих из них проблем нет: в одном случае предоставлен в качестве компенсации участок для индивидуального строительства в Боровлянах с выплатой денежной компенсации, в другом — полностью выплачена денежная компенсация.

А вот с третьим владельцем двух квартир общей площадью 186 квадратных метров проблем выше крыши. Он намерен получить максимальную выгоду от сноса дома за счет компании, выбрав в качестве компенсации предоставление ему другого жилья. Сразу скажу, такой выбор вполне соответствует нынешнему законодательству, которое предусматривает, что «по согласованию сторон застройщик должен предоставить собственнику квартиру типовых потребительских качеств в данном населенном пункте не менее общей площади сносимого жилого помещения». Кажется, откуда тогда у застройщика головная боль? Но вот проблема: собственник хочет получить взамен жилое помещение, которое в разы превышает рыночную стоимость его нынешнего жилья. Достичь договоренности не удалось, несмотря на то, что было предложено более 50 вариантов квартир, и ни один из них не устроил. Закономерный вопрос: чего же он хочет? Ответ: три квартиры в одном из новых домов, без учета их стоимости и затрат на всю внутреннюю отделку.

Застройщик сделал все возможное: купил две трехкомнатные и одну двухкомнатную квартиру, общая площадь которых почти на 30 метров превышает площадь сносимого жилья. Был выполнен ремонт, учтены и другие требования: близость к метро, наличие детсада, школы, аптеки, магазина… Кроме всего этого, в ООО «Волынь» были готовы выплатить убытки, связанные со сносом, которые определили в 160 миллионов рублей.

Но соглашения стороны так и не достигли. В администрации Первомайского района составили соответствующий протокол разногласий, дело передали в суд, где истцом о принуждении к сносу выступила районная администрация. Иск не удовлетворили, у сторон осталась надежда на городской суд.

Десять лет с правом переписки

Известный многим минчанам «дом с плакатами», утверждающими, что нарушены гражданские права его хозяина, расположен на 1-й Уманской улице, в нескольких метрах от строящейся линии метро. Вот уже два года это дом-призрак: суд постановил снести здание из-за того, что по проспекту Дзержинского тянули метро. Владелец дома Алексей Воскобович с решением не смирился и начал борьбу с «системой» — исполнительной, законодательной, судебной…

Все началось в 2000 году. До этого времени семья Воскобовича, бывшего тренера по легкой атлетике, проживала в частном доме площадью 208,6 кв. метров. Семья увеличилась, потребовалось больше места. В районной администрации выдали согласование на реконструкцию, площадь дома увеличилась до 305 «квадратов». Через некоторое время рядом с домом метростроевцы начали копать котлован, в планы городских властей злосчастный дом уже не вписывался. Суд Московского района принял решение о прекращении прав собственности на особняк. Жильцов — три семьи (девять человек) — решили выселить в две квартиры и принудительно признать их право собственности на соцжилье. Для судов и городских властей эта ситуация почти стандартная. Глава семьи начал многолетнее сражение …

— Я не хочу ничего заоблачного — отстаиваю свои права, — говорил недавно Алексей Михайлович интернет-порталу «Наш Дом».— Когда мэром был Павлов, мне предлагали адекватную компенсацию, но пришел Ладутько, и все началось заново. Почему не могут предложить такой дом, как я имею сейчас? Все эти годы твердят — нет земельных участков, но на утвержденном генплане — 25 зон для индивидуальной жилой застройки. Адекватную денежную компенсацию мне тоже выплатить не могут, хотя я бы согласился. Дали как-то почитать депешу из горисполкома, в которой написано, что я, дескать, заявил: пока не получу три 4-комнатные квартиры, с места не сдвинусь. Глупости!

Сегодня государственная потребность в сносе «дома с плакатами» мотивируется «необходимостью прокладки водопроводной полиэтиленовой трубы диаметром полтора дюйма для водозаборной колонки», при этом, информирует портал «Наш Дом», ближайшая колонка находится в 45 метрах от проектируемой. Единственный потребитель будущей услуги полтора года там не проживает, а его строение уже не существует. Да и документы, подтверждающие возможность прокладки водовода в несколько нитей без сноса дома, имеются.

В апреле нынешнего года Алексей Воскобович снова отнес заявление в Генеральную прокуратуру и Комитет государственного контроля…

Светлена БАЛАШОВА

←Вчера во взрослую жизнь вступили 65 тысяч юных белорусов.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика