Интернет–аукционы замахнулись на благотворительность
Насколько благотворительная цель оправдывает коммерческие средства... |
Вчера меня купили. Нет, речь не о рабстве или продаже органов. О благотворительности. Свою лепту в общее доброе дело я вносила с помощью популярной нынче забавы — аукциона свиданий. Пожертвовать деньги детям с тяжелыми заболеваниями может любой, выставив себя лотом в интернете или приобретя встречу с понравившейся девушкой или парнем. Так просто взять и продавать себя — занятие на первый взгляд дикое. «С благими намерениями же!» — без устали доказывают окружающим. Насколько благотворительная цель оправдывает коммерческие средства, выясняли корреспонденты «СБ».
С молотка
Вообще, идея не нова. Нередко знаменитости, кроме личных вещей, на аукционе выставляют... самих себя. Ани Лорак, Скарлетт Йоханссон, Колин Ферт — список можно дополнить не одним десятком именитых персон. Вырученные суммы за встречу с собой они перечисляют на благотворительные нужды.
Не знаю, как у знаменитостей, но когда в статус лота переходила я, чувствовала себя холодильником или чайником из интернет–магазина. Вот фото, рядом — характеристики «товара» и даже отзывы прилагаются. Желание творить добро временно убаюкивало бунтующую совесть.
Торги длились неделю. С первых дней моя «цена» замерла на отметке 40 тысяч рублей — средняя, по меркам аукциона, сумма. В четверг торги оживились. За кофе в моей компании боролись трое молодых людей. Сергею, 30–летнему программисту, он обошелся в итоге в 100 тысяч рублей. «Ну вот, теперь ты знаешь, что стоишь не дороже абонемента в солярий», — мрачно резюмировал внутренний голос.
Не успела свыкнуться с циничной правдой, как зазвонил телефон, вежливый мужской голос в трубке предложил назначить дату свидания. Я решила не откладывать... Друзья, узнав о моих планах, недоуменно округляли глаза, в унисон уговаривали отказаться от бесполезной, на их взгляд, затеи: «Одни себя на аукционах выставляют, а другие на этом наживаются».
Что и говорить, на свидание я отправлялась с легким холодком внутри и массой сомнений. Но добродушно улыбающийся Сергей не был похож на серийного маньяка или торговца людьми, оказался приятным собеседником. Идея благотворительных свиданий его увлекла моментально. Сергей признается, что из–за напряженного графика нет времени на реальные знакомства. Для него аукцион с «живыми лотами» — способ наладить личную жизнь.
— Ну и детям помочь, конечно же, — поспешно добавляет он и тут же поясняет свои благородные намерения самой популярной фразой из анкет лотов. — Они — наше все, и это... цветы жизни!
Нет, Сергею несложно перечислить сумму на счет нуждающегося ребенка просто так, но азартнее сделать это через аукцион. Впрочем, идти на свидание или нет — решать девушке. Сам он говорит, что никогда не настаивает.
Кроме крупных сумм для обследований и операций, дети нуждаются и во внимании. Вопрос, почему не поддержать больных детишек лично, остается без ответа. Мой собеседник нехотя признается, что так ни разу и не поинтересовался, куда и кому попали перечисленные им деньги...
Девушка за миллион
Задумка аукциона встреч действительно напоминает сайт знакомств, только с благородным посылом. Поучаствовать можно двумя способами. Или вы заполняете мини–анкету (краткий рассказ о себе, чего ожидаете от встречи — прогулка или ужин, может, кино), а затем наблюдаете за разгорающейся схваткой. Или сами делаете ставки на понравившийся лот. Предложите наибольшую сумму — победа за вами. Контакты «покупки» получите по электронной почте только после того, как оплатите. Схитрить не удастся, не перечислите деньги — к следующим торгам путь будет заказан.
Четких правил для свидания нет. Как правило, это ничего не значащее чаепитие. Но на тот случай, если кто–то из потенциальных «покупателей» вкладывает в понятие «благотворительная встреча» иной смысл, на сайте размещена (видимо, не без основания) напутственная памятка. Мол, свидание ни к чему не обязывает, а место, время и продолжительность определяют оба участника. И список оговорок напрочь лишает аукцион романтики.
— Окрыленные покупкой, молодые люди порой считают, что вправе разговаривать с тобой командным тоном, — делится опытная участница аукциона Алина. — Обижаются, если свидание развивается не по их сценарию.
В основном в роли лотов выступают девушки в возрасте от 19 до 24 лет, чаще студентки. Умения продать себя многим не занимать — некоторые уходили с молотка и за два миллиона рублей... Находятся меценаты, которые предлагают «услугу в услуге». При покупке фотографа более чем за 100 у.е. в подарок от него — фотосессия (интересно, это искренний порыв или способ распиарить себя?). Для благотворителей «с претензией» есть уникальный шанс выкупить свидание с известным музыкантом или ди–джеем. Среди желающих поучаствовать в судьбе больных детей были замечены певец Герман, участники группы Litesound. За «эксклюзив» нужно, конечно, побороться и раскошелиться.
А чтобы не возникли сомнения в честности и прозрачности проекта, организаторы размещают на сайте квитанции, подтверждающие, что деньги перечислены на счета тяжело больных детей, детдомов...
Люди встречаются, люди общаются
С первых дней вокруг проекта не утихают споры. Не цинично ли покупать спутника, пускай даже для похода в кино? Получается, зачем выводить на асфальте надписи «Маша, доброе утро!» (те, что на каждом шагу встречаются в «спальных» районах) в надежде понравиться? Маша давно превратилась в лот и с ней можно не утруждать себя ненужными церемониями. Сервис упорно подталкивает к выводу, что у каждого — своя цена, дело в умении себя выгодно продать. Более того, для многих интернет–аукционы превратились в площадку для самолюбования («выставлю–ка лучшие фото и проверю, сколько за меня дадут?»), а сама идея благотворительности — в развлечение. Люди меряются зарплатами — чья ставка больше? И уверенность, что все продается, растет с каждым кликом по кнопке «повысить ставку». Особенно много противников у этой идеи среди представителей старшего поколения, для которого в цепочке «деньги — свидания — благотворительность» есть что–то явно лишнее. Молодежь же эмоциональное «люди ведь не продаются!» парирует просто: о покупке человека речи не идет. Продается лишь шанс познакомиться с интересной личностью. Хотите его использовать — пожалуйста. Только отдайте деньги на благотворительность, помогите детям...
Но скептики настаивают: важны не только суммы пожертвований, но и их происхождение. Ярчайший пример — эпопея с не принятым пока в России законом «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», который должен запретить табачным компаниям заниматься благотворительностью. У сторонников законопроекта аргумент такой: табачники якобы вынашивают коварный замысел. Под предлогом того, что деньги идут на благотворительность, хотят вовлечь тысячи молодых людей в курение. Но давайте рассуждать логически: затянется ли сигаретой тот, кто ни разу не пробовал курить, лишь потому, что знает — деньги от продажи пачки пойдут больным лейкемией или ДЦП? Кстати, только в 2010 году два известных производителя табака в общей сложности пожертвовали на благотворительные проекты в России более 3 млн. долларов. Причем помогают они зачастую тем, кого другие филантропы не спешат поддерживать. Да, за счет тех, кто гробит свое здоровье. Но ведь помогают...
И идея благотворительного аукциона работает! Люди встречаются, люди общаются — а в итоге семьи, в которых растут детишки с такими недугами, что и выговорить сложно — синдром Франческетти, микрогения, синовиальная саркома легких, мегакариобластный лейкоз, — получают финансовую поддержку. Пусть и не такую большую — по три, пять, шесть миллионов. Но для родителей, которые каждую копейку тратят на то, чтобы хоть как–то облегчить страдания своего малыша, это как спасение. К слову, с октября прошлого года, когда благотворительный ресурс запустили в сети, собрано уже более 60 миллионов рублей — и все деньги перечислили на счета нуждающихся. Один из основателей благотворительного интернет–аукциона Денис Кондратович считает, что в этом деле каждый волен выбирать:
— Конечно, взрослое поколение может отправиться в банк или передать деньги лично. Но молодежь — не всегда. И наш аукцион — именно для них. Им интересно встречаться, общаться. При этом каждый посетитель сайта понимает, что косвенно вносит свою лепту в помощь больным детям. Я не вижу ничего пошлого в знакомствах. Мы подумываем о том, чтобы в скором времени начать продавать и услуги. Например, профессиональный парикмахер мог бы выставить в качестве лота стрижку, а портной — пошив одежды. Думаю, это будет востребовано.
Сейчас интернет–аукцион сотрудничает с множеством благотворительных фондов — среди них «Шанс», «21 век». У них берут проверенную информацию о тех, кому требуется собрать деньги на операцию или реабилитацию. Например, недавно перевели 3 миллиона рублей маленькой Эльвире Жуковиной из Полоцка. Девочка родилась с множеством пороков. Один из них — недоразвитие нижней челюсти, из–за которого малышка не может нормально питаться и говорить. Уже больше трех лет мама и папа кормят Эльвиру через зонд. Время идет, девочка растет, меняется ее лицо. И чем раньше врачи из немецкой клиники проведут операцию, тем лучше. Нужно собрать еще почти 35 тысяч евро... Светлану Жуковину, маму Эльвиры, очень удивило, что ее дочери помогают и совсем еще молодые ребята, у которых даже нет собственных детей. И каждому из них она благодарна:
— Кому–то легче перевести деньги на счет, кто–то готов отдать их лично в руки. Как–то мне позвонил незнакомый человек, назвал только свое имя и вызвался помочь. Мы встретились с ним на вокзале в Минске: я приехала из Полоцка на маршрутке. Подошел мужчина — совершенно обычный, не в кашемировом пальто, без золотых перстней и цепей. Просто протянул мне деньги и сказал, что именно так он поддерживает родителей больных детей.
У благотворительного интернет–аукциона большие планы. Помогли маленькому Максиму Райко, страдающему хронической почечной недостаточностью. Собирают на кохлеарный имплантат 9–летнему Максиму Савельеву. Ищут деньги для реабилитации в спецклинике Израиля 7–летнего Артемия Карабаня. И если за лотами на аукционе — реальные адресаты, те, чья жизнь благодаря новомодному проекту стала хоть чуточку лучше, значит, все не напрасно.
...Тем временем в РНПЦ детской онкологии и гематологии в Боровлянах каждое воскресенье волонтеры рисуют мультфильмы вместе с больными детьми. Но не хватает добровольцев, нужны краски, карандаши... Кто хочет — тот поможет. И нужен ли для этого аукцион?
Кстати
Идея платных встреч шустро расползлась по интернету. Достаточно ввести запрос в поисковике — и в ответ обнаружите с десяток благотворительных аукционов. Их клоны поселились и в социальных сетях. Правда, задумка свелась к банальному сервису знакомств, разумеется, за деньги. «Вы сможете проверить, во сколько вас оценят...» — заигрывая с тщеславием хрупкой подростковой души, завлекают они «клиентов». Куда уходят перечисленные за услугу деньги, узнать невозможно. Но можно догадаться, что в чей–то карман.
Компетентно
Директор Белорусского детского хосписа Анна Горчакова:
— Есть тысячи способов, когда можно помочь: например, продать какую–то ненужную вещь и деньги перечислить на благотворительный счет, можно просто сделать и продать сайт . Мы не строим никаких барьеров, деньги можно перечислить разными способами. Но человек ведь — не вещь. Поэтому лично мне такая форма благотворительности не по душе. Почему хотят запретить перечислять деньги от продажи табака и алкоголя на благотворительность? Потому что это аморально, ведь получается так: одним помогаем, а те, за счет кого это происходит, умирают от последствий курения и употребления алкоголя. Благотворительность с такими вещами не совместима. Поэтому у меня возникает вопрос: не преследуются ли какие–то другие цели? Я вижу в этом двойное дно. Пока продаются свидания, а скоро будет секс? Но ведь всему есть предел.
Авторы публикации: Инна КАБЫШЕВА, Елена АНИСКИНА
Фото: Александр РУЖЕЧКА