Красота просит титул
Странная штука жизнь. Такие коленца иногда выбрасывает, что сперва споткнешься, а потом залюбуешься.
С месяц назад светские репортеры радостно отчитались, что в Лондоне на церемонии вручения спортивной награды Laureus заприметили сладкую парочку — Мартину Навратилову и Юлию Лемигову. О 55–летней звезде тенниса и 38–летней российской красавице давно говорили как о супружеской паре, но прежде они старались не попадать вместе в кадр. А тут нарочито позировали фотографам, словно пытаясь убедить всех, что у них все всерьез и надолго.
Нам бы следовало упомянуть о том, что в 2010 году у Навратиловой обнаружили рак, а ее подруга помогла ей справиться с болезнью. Однако зачем? Знавший толк в развлечениях граф Лев Толстой как–то заметил: «Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий».
Так что с красоты мы сегодня и начнем.
«Прекрасный, живущий летними туристами город Атлантик–Сити на другое утро после дня труда казался вымершим. По его широченной, прогулочной набережной Бордуок можно было палить из корабельных пушек без риска попасть хотя бы в одну живую душу. Так было, во всяком случае, до 1921 года. В том году отельщики, магазинщики, ресторанщики Атлантик–Сити задумались, как бы продлить летний сезон хотя бы на недельку. И родилась идея — объявить всеамериканский конкурс женской красоты. Претенденток от всех штатов одеть в смелые купальники и пустить парадом–алле по Бордуоку. Места на тротуарах — по полтиннику. Какой титул? Королева красоты? Банально. Королева Атлантик–Сити — слишком провинциально. Решили: «мисс Америка». Широко, оригинально и даже патриотично... В финальном параде первая «мисс Америка» шествовала по Бордуоку в купальнике, сшитом из американского флага: грудь в полоску, а бедра в звездочку. И церковь, и общество охраны нравственности не могли сказать по поводу конкурса ни одного худого слова. Да и сами посудите — кто откажется посмотреть на девичьи прелести, если их демонстрация является делом глубоко патриотическим. Конкурс получил известность» («Мисс Америка» и другие», 7.03.1969).
Эти строки принадлежат перу одного из самых известных советских иностранных корреспондентов — Генриха Боровика. А основатель уж точно самой известной театральной системы, будь на то божья воля, мог бы, прослышав о событиях в Атлантик–Сити, слова Боровика и продолжить: «Не всякая правда — красота, но всякая красота — правда». «Не верю!» — кричал Константин Станиславский всем, кто навязывал его МХАТу революционную действительность, кто пытался заставить отказаться от академического и буржуазного театра. Вот только «режиссеры страны» думали иначе.
«Горячей благодарностью большевистской партии, великому Сталину было проникнуто выступление драматурга К.Крапивы. «Писательская общественность Белоруссии, — говорит тов. К.Крапива, — с огромной радостью встретила выступления «Правды» против безродных космополитов, за дальнейший расцвет советской литературы и советского искусства. Разгром космополитов в литературе и искусстве поможет творческим работникам, всему советскому народу быстрее осуществлять свое движение к великой цели — коммунизму. Космополиты в Белоруссии нанесли большой вред развитию советской белорусской драматургии. Они всячески охаивали лучшие творения белорусской литературы, не останавливались перед «разносом» любимейших народных поэтов Янки Купалы, Якуба Коласа, революционного демократа Богушевича. Космополиты стремились сбить писателей на путь безыдейности, формализма, преклонения перед растленной буржуазной культурой Запада. Не вышло и не выйдет! Этого не позволит большевистская партия, не позволит весь советский народ» («До конца разгромить все и всякие проявления безродного космополитизма», 13.03.1949).
«Многочисленные джаз–оркестры и музыкальные ансамбли стали пропагандировать низкопробные «шедевры» из арсенала западноевропейских и американских джазов. Потрафляя дурным вкусам некоторой части зрителей, в эстрадных танцах под видом пародий стали протаскиваться откровенные «буги–вуги» и «рок–н–роллы». Один из самых ведущих жанров эстрады — разговорный — оказался засоренным многочисленными куплетами, пародиями, частушками довольно низкого пошиба с пошлым, зубоскальским содержанием. В подборе недоброкачественного материала повинны, конечно, в первую голову некоторые артисты, утратившие художественный вкус и политическое чутье» («Об искусстве эстрады», 6.03.1958).
«Прихвостни из Би–би–си, «Голоса Америки», радио «Свободная Европа» и подобных им других клеветнических гнезд империализма в вещании на Советский Союз придерживаются предписания действовать под видом чисто информационной, якобы беспристрастной подачи пропагандистского материала, который лишь косвенно бросает тень на наш строй. Не всегда идут они на прямое охаивание коммунистических идеалов. Первый контакт с такой информацией может быть совершенно случайным. Может оказаться, что пропагандистские мысли материала и представление о нем человека, слушающего передачу, в чем–то совпадают. Это порождает зачатки терпимости. Тем более что вроде бы ни о чем серьезном речь не идет. Но уже появился оценочный интерес, любопытство толкает на повторное прослушивание» («Во лжи над пропастью», 5.03.1983).
Я растерян. Я не знаю, что сказать. Столько лет советская пресса боролась за кристально чистый облик советского человека, что сегодня следовало бы уже не бороться, а восхищаться. Однако, поди ж ты, не получается. Вот и за чередой красавиц тянется отнюдь не шлейф от духов и обожания.
— «Мисс России–1996» Александра Петрова в 2000–м стала жертвой криминальной разборки.
— Кто, скажите, не следит за кульбитами судьбы «Мисс Вселенная–2002» Оксаны Федоровой?!
— Подсевшая на викодин победительница конкурса российских красавиц 1998 года Анна Малова в году нынешнем уже во второй раз была выпущена из американской тюрьмы.
Я вспоминаю, что в 1931 году жившие в Париже русские эмигранты избрали первой красавицей России дочь Федора Шаляпина Марину, однако при этом все равно возвращаюсь к той, которая однажды нашла в своей родословной аристократические корни и теперь именует себя еще и маркизой де ла Турнер. Юлия Лемигова. Вы удивитесь, но похоже, что ее спор с витебчанкой Марией Кежой за титул «Мисс СССР» 1990 года продолжается даже спустя десятилетия. Получив корону, студентка Витебского технологического университета вскоре вышла замуж, что во все времена противоречило коммерческой составляющей конкурсов красоты и привело к тому, что титул отошел к протеже бывшего мужа Пугачевой Александра Стефановича. В поздних интервью он вообще признался, что ради Юли «договорился тогда со всеми». За прошедшее с тех пор время в жизни Лемиговой будут банкиры и бизнесмены, будет страшная смерть 5–месячного сына, будут убийства двух любовников. В 2009 году она впервые появится на публике вместе с когда–то скандально покинувшей ЧССР Мартиной Навратиловой. Чешская теннисистка, к которой с незапамятных времен приклеилось прозвище «Совратилова», в 70–е годы заявляла о поисках свободы. Жизнь свидетельствует, что, став самой известной лесбиянкой в мире, Навратилова, безусловно, нашла ее.
Вот только...
Когда задумываешься о судьбах и играх пары Лемигова — Навратилова, кажется, будто не Запад развращает многих из нас, а мы его...
Автор публикации: Сергей ГОРДИЕНКО