Могут ли мифы сделать Минск привлекательным для туристов?

Источник материала:  
02.03.2012 11:29 — Новости Общества

Могут ли мифы сделать Минск привлекательным для туристов?


Вам известно, где в Минске находятся Волчья и Змеевая гора? Или кто из минских дворян коллекционировал мумии своих врагов? А когда появляется "моровая панна"? И кем служил в Минске первый известный белорусский разведчик?..

Если вы быстро и с легкостью ответили на все эти вопросы, то, вероятнее всего, вас зовут Владимир Воложинский, и вы – автор-составитель вышедшего недавно сборника "Минск в легендах, мифах и преданиях". Минск Воложинского населен былинными богатырями и волколаками, буйными и романтичными призраками, водяными и русалками (последних тут было "так много, что они качались по веткам (…) не только ночью, но даже и в полдень"). "Некоторые из материалов раньше публиковались на моем сайте "Минск старый и новый", – говорит автор, – но в печатном 350-страничном издании представлен более полный вариант". Кстати, предыдущий подобный сборник (назывался он "Минскiя преданiя и легенды") вышел ровно 110 лет назад, в 1902 году – его составителем был журналист и краевед Дорофей Бохан.
 
Его последователь – Владимир Воложинский – включил в свою книгу как легенды старого портового города Минска (да-да, таковым он когда-то был – об этом рассказывается в одной из глав), так и мифы нового времени: о пожилом кровельщике, достроившем купол минского цирка, который все время обрушивался; о том, как Хрущев "поучаствовал" в создании минской площади Ленина; о том, что произойдет, если в полнолуние сесть в последний поезд перед закрытием метрополитена, и многие другие. Помимо собственно мифологии (от древнейшей до новейшей), автор уделил внимание неофициальной топонимике столицы – названиям предместий, улиц, площадей и даже мостов.
 
Но знаете, что больше всего поражает в этом сборнике? Его тираж – одна тысяча экземпляров. Это на двухмиллионный город! И дело тут не в излишней осторожности выпустившего книгу издательства – оно давно на рынке и хорошо знает его. Дело во все еще слишком низком спросе минчан (как и белорусов вообще) на собственную историю, фундаментом которой как раз являются мифы. И пока мы настолько неинтересны сами себе, мы не сможем заинтересовать собою ни-ко-го, а вместо русалок в Свислочи так и будут плавать пустые пластиковые бутылки и прочая дрянь.
 
А что думаете по этому поводу вы? Оставляйте свои отзывы. Хотелось бы сделать это обсуждение открытым, привлечь к нему историков, экскурсоводов, работающих с этой тематикой, и просто всех неравнодушных.
 
Топ-5 "мифических" районов Минска

1. Сторожевка (район гостиницы "Беларусь"). Тут, "между Татарским концом и Переспенским мостком когда-то поселился знаменитый богатырь-знахарь по прозванию Менеск, и построил он на реке Свислочи большую каменную мельницу аж о семи колесах…" Легенда об основателе Минска, является, пожалуй, самой известной и цитируемой в городе, поэтому мы не станем ее пересказывать, а обратим лишь внимание на малоизвестную часть, повествующую о месте погребения легендарного первого жителя Минска. В книге Воложинского приводятся сразу две версии: по одной из них, свой последний приют Менеск обрел на древнем Сторожевском кладбище, где-то поблизости от нынешней церкви Марии Магдалины; согласно второй – тело богатыря опустили на дно реки в том месте, где Немига впадает в Свислочь.
 
2. Немига. Легендарная улица и река, а также, вероятно, первое название города-замка, позже ставшего Минском. В ХIХ веке на пересечении Немизской и Ново-Московской улиц (современные Немига и Мясникова) стоял обелиск высотой с двухэтажный дом. Сооруженный на народные пожертвования, он напоминал о великой битве на Немиге, произошедшей, по мнению тогдашних историков, именно здесь. Уже в 1926 году, когда начались работы по заключению реки в подземный коллектор, на этом самом месте нашли большое количество старинного оружия и человеческих останков. Выходит, легендарная сеча случилась где-то недалеко от нынешнего театра музкомедии, в районе сендайского сада, заложенного гостями из японского города-побратима. Лепестки растущей здесь сакуры, опадающие даже при легком дуновении ветра, японцы считают символом непрочности бытия и оборванной жизни. Наверное, неслучайно такой сад появился именно на Немиге – улице-реке, унесшей не один десяток молодых жизней.
 
Могут ли мифы сделать Минск привлекательным для туристов?
 
3. Верхний город. Если верить историкам, он до сих пор испещрен таинственными подземными ходами, некогда соединявшими храмы городского центра. В одном из них – православном кафедральном соборе Святого Духа – более полутысячи лет хранится чудотворная икона Божьей Матери, написанная, по преданию, апостолом Лукой – одним из ближайших учеников Христа. С этим образом связано много легенд, ему приезжают поклониться паломники не только со всей Беларуси, но также из зарубежья. Например, один из них – "дедушка русского рока" Борис Гребенщиков.
 
Могут ли мифы сделать Минск привлекательным для туристов?
 
Могут ли мифы сделать Минск привлекательным для туристов?
 
К числу самых загадочных зданий Верхнего города относится Дом масонов, в котором, собирались члены минской масонской ложи "Северный факел", что способствовало возникновению всяческих слухов.
 
Могут ли мифы сделать Минск привлекательным для туристов?
 
А в городской ратуше, говорят, живет привидение – тень местного шляхтича Михала Володковича. В 1760 году он устроил пьяный дебош на заседании магистрата: выхватив саблю, ранил нескольких человек и отрубил кусочек от статуи Христа, за что был тут же покаран смертью во дворе ратуши. Через некоторое время по ночам в здании стал появляться призрак Володковича, искавший своих обидчиков, чтобы отомстить им за скорый суд.
 
Могут ли мифы сделать Минск привлекательным для туристов?
 
4. Комаровка. Здесь витают легенды, связанные с материальной стороной жизни: от истории про юродивого Федьку Комара, ставшего случайным обладателем мешка, наполненного золотом, и утонувшего вместе с ним в Комаровском болоте, до приметы нового времени, что если потереть скульптуру перед входом на рынок, то придут к тебе достаток и благополучие. А еще вспоминается мифический Комаровский замок разбойников, предводителем которых одно время был лихой Сенька Сокол – когда-то лучший из дружинников князя Глеба Всеславича.
 
Могут ли мифы сделать Минск привлекательным для туристов?
 
Могут ли мифы сделать Минск привлекательным для туристов?
 
5. Лошица. По преданию, в XV веке на высоком берегу Свислочи при впадении в нее речки Лоши стоял оборонный замок, заложенный князьями Друцкими-Горскими. Позже он сменился шикарной резиденцией, гостями которой были король Речи Посполитой и российский император, известные литераторы, художники, музыканты.
 
Могут ли мифы сделать Минск привлекательным для туристов?
 
Говорят, в мае, в полнолуние здесь появляется призрак хозяйки усадьбы – пани Ядвиги Любанской, сто лет назад из-за несчастной любви покончившей жизнь самоубийством. На том месте, где был обнаружен ее труп, каждой весной расцветает диковинное для Беларуси растение – маньчжурский абрикос. Призрак пани Ядвиги считается покровительницей влюбленных.
 
Могут ли мифы сделать Минск привлекательным для туристов?
 
Город-миф
3 марта исполняется 945 лет с момента первого упоминания Минска в летописи.
 
Собственно, всех этих лет могло и не быть, ведь еще в середине ХI века город был на шаг от того, чтобы прекратить свое существование. Тогда он находился в 12 километрах от современного мегаполиса, на берегу реки Менки, и являлся негласной столицей местных племен. Гигантский по средневековым меркам, занимавший площадь в 40 га, в 1067 году "первый" Минск был сожжен дотла киевскими дружинами, после чего возродился уже на новом месте, в устье Немиги.
 
Минск "второй" сквозь десятки войн и разрух накапливал свои жизненные силы почти девять веков, снова стал столицей и – почти полностью сгорел в топке Второй мировой. Отчасти он повторил судьбу Карфагена, до основания разрушенного римлянами более 2000 лет назад. Как и в древнем городе-государстве, в Минске после войны в живых остались лишь 50 тысяч человек, а оккупация белорусской столицы фашистами длилась 1100 дней – ровно столько же, сколько шла Третья Пуническая война, уничтожившая легендарный Карфаген. Правда, в отличие от последнего, Минск все же возродился после войны, начав отсчитывать уже свою "третью" жизнь.
 
Три "реинкарнации" города – сам по себе мощный миф, да и число "3" является для Минска воистину знаковым. Первое упоминание о городе связано с битвой на Немиге, произошедшей 3 марта (3.03) 1067 года. В марте же (третий месяц) в разные годы в Минске происходили важные для своего времени события: в 1499-м город получил самоуправление по магдебургскому праву, в 1898-м здесь прошел I съезд РСДРП, изменивший ход мировой истории, в 1918-м была провозглашена Белорусская Народная Республика, а в 1994-м принята Конституция Республики Беларусь. 3 июля отмечается ныне как День независимости страны в память об освобождении столицы от фашистов, но мало кому известно, что эта дата уже становилась днем избавления от оккупантов еще в ХVII веке: 3 июля 1660 года войска Павла Сапеги выбили из Минска московский гарнизон. В христианстве, как известно, тройка считается символом Святой Троицы – а ведь это в ее честь названо самое знаменитое предместье города!
 
Таким образом, возможно, именно мифы – грамотно упакованные и преподнесенные – могут стать той волшебной кистью, что поможет расцветить порой унылый, "занадта" вычищенный минский пейзаж. Ибо, как атмосфера Земли состоит из тропосферы, стратосферы, мезосферы и т.д., так и воздух любого города нуждается в мифо- и легендосфере – иначе душа его не проживет долго.
←Тозiк: Давайце ўвядзем плату 5 тысяч рублёў за наведванне паліклінікі

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика