Сколько горит светофор, и почему нет "зеленой волны"?
На старт, внимание, марш! Примерно по такому сценарию тысячи минчан ежедневно переходят дорогу на светофор, боясь не успеть на "зеленый". Жалобы на нехватку времени для перехода можно услышать не только от пожилых людей, но и от молодежи, которая также не успевает пробежать 4 полосы за 15 секунд.
Являются ли "светофорные" претензии обоснованными и работает ли в Минске "зеленая волна? " Корреспондент interfax.by передал жалобы разочарованных пешеходов и автомобилистов в отдел технических средств систем УГАИ ГУВД Мингорисполкома.
Не хватает секунд для перехода
Время, необходимое для перехода дороги, определялось и будет определяться очень просто. В первую очередь оно зависит от средней скорости движения пешеходов (1,3-1,4 м/с согласно ГОСТ СТБ 1300 за 2007 год), количества дорожных полос и сложности улицы. В теории этого должно вполне хватать. Но когда в ГАИ поступает много жалоб, то эта "точка" проверяется. Если сотрудники инспекции находят причину веской (например, переходом пользуется много детей и пожилых людей), и определяется, что времени выделено мало, то оно увеличивается.
По СТБ даже после того, как загорелся "красный", в запасе все равно еще есть время - переходной интервал, во время которого машины еще не имеют права ехать, а начавшие путь через дорогу люди могут его завершить. На некоторых светофорах этот интервал составляет 1-2 секунды, на других - 12-14. Правда, те, кто случайно попал на данный участок дороги, могут и не знать об особенностях конкретного светофора и о том, что в запасе может быть около 10 секунд. Узнать же про этот интервал никак не получится, потому что в новой технике таймер виден водителям, но недоступен пешеходам.
Поставить нельзя убрать
Одно из главных неудобств - это нехватка светофоров. Установить их долго, сложно, но возможно. Если Госавтоинспекция согласится, что на перекрестке или участке дороги на самом деле нужен светофор, и даст добро, то архитекторы и строители займутся вашим проектом. Но на скорый результат рассчитывать все равно не стоит, так как появится долгожданный "заказ" не раньше, чем через год.
За это время будет составлен архитектурный проект, выбран застройщик, закуплено оборудование, а потом начнутся работы по установке. Причем установка одного светофора может обойтись городу от 200 до 400 миллионов белорусских рублей. Так что появление каждого новичка является тщательно взвешенным решением.
Убираются светофоры, ровно, как и пешеходные переходы, обычно без каких-либо запросов со стороны населения, но зато и вернуть их практически нереально, так как обычно у ГАИ имеются весьма веские причины для "снятия" светофоров.
К примеру, по такому принципу был закрыт переход на перекрестке улицы Сурганова и проспекта Независимости. И несмотря на то, что горожане недовольны таким положением вещей, с точки зрения ГАИ, это принесло сразу много плюсов: на этом участке стало гораздо меньше пробок и аварий, даже улучшилась экологическая ситуация в районе.
Есть ли "зеленая волна"?
Среди автомобилистов о минской "зеленой волне" ходит множество слухов и легенд. В теории она есть на проспектах и таких крупных улицах столицы, как Притыцкого, Орловская, Кальварийская и др.
На практике словить ее очень сложно. Хотя, как утверждают в ГАИ, светофоры на перекрестках отрегулированы так, чтобы со скоростью 60 км/ч можно было бы передвигаться без проблем и задержек. А не получается этого, так как все ездят с неправильной скоростью и создают проблемы себе и другим.
Кристина Калевич
фото Анна Тимошенко