Болезнь — не повод опускать руки
Строчки этого письма, выведенные старательным почерком вчерашнего ученика, полны растерянности: «Я инвалид с детства. В этом году окончил 11 классов. В сентябре врачебная комиссия мне определила III группу инвалидности, т.е. теперь я имею право трудиться. Не хочу быть иждивенцем у мамы. Но со справкой, которую выписали врачи, на работу меня нигде не принимают, потому что у меня могут быть приступы эпилепсии. Я еще только вступаю во взрослую жизнь и уже не знаю, как мне жить». Это не жалоба, это — попытка узнать: есть ли пути? Мы решили поискать их вместе, ведь в положении нашего читателя Дмитрия из Волковыска могут оказаться и другие инвалиды. Их трудоустройство — подчас непростая задача.
Алгоритм решения
Итак, первое, что необходимо сделать, — посетить местное управление по труду, занятости и социальной защите. На руках должно быть заключение МРЭК, в котором указывается не только какие заболевания выявлены, но и кем с учетом состояния здоровья можно работать. III рабочая группа инвалидности дает право зарегистрироваться в качестве безработного. А следовательно, и возможность занять свободную вакансию или пройти переобучение. Вопрос в том, способен ли по врачебному заключению человек вообще работать хоть кем–то. «Если способен, но, например, имеющиеся варианты не подходят, то мы можем направить на адаптацию к трудовой деятельности, — раскрывает возможности Алла Гаврилик, главный специалист отдела содействия занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Гродненского облисполкома. — Ее суть в том, что наниматель принимает инвалида на работу от 6 месяцев до одного года в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, сформированной МРЭК. При этом расписано, чему за этот срок работник должен научиться, какие навыки получить. А нанимателю компенсируются затраты на оплату труда инвалида из средств Фонда социальной защиты».
На данный момент в Волковыске по программе адаптации трудоустроено двое безработных инвалидов. Вроде бы немного, но надо понимать: работа с такими людьми — практически ювелирная, с массой нюансов. И каждый получивший место — это небольшая победа. В управлении по труду, занятости и социальной защите Волковысского райисполкома объясняют: «Нам обязательно надо видеть человека, его справки, знать конкретную ситуацию, чтобы понимать, какие шаги можно предпринять. В индивидуальной карте реабилитации указываются возможные специальности и для переобучения, и для трудоустройства. Но тут есть проблема, характерная для всех районов: трудовые рекомендации далеки от реальной жизни, не учитывают возможности, которые есть в данной местности».
Например, в рекомендациях написано: архивариус, лифтер. Кто из нас видел лифтера даже в Минске, не говоря о более мелких городах? Ведь речь идет не о том, кто обслуживает лифты технически — тут надо специальное образование, а о своего рода вахтере. Архивариус — в регионах профессия вообще почти мифическая. Или рекомендовано: уборщик, но без поднятия тяжестей, без наклонов, длительного пребывания на ногах. Попробуйте найдите такую работу! Даже ведро, полное воды, — это уже тяжесть, да и как убрать помещение, не пребывая на ногах?
Возникают вопросы и с переобучением. Например, в индивидуальной карте среди возможных значилась профессия штукатура, но когда молодого человека захотели отправить на курсы, в медкомиссии вдруг решили: без работы на высоте. А кому будет нужен штукатур, которому нельзя подниматься выше метра–полутора?
Шаг за шагом
Параллельно можно обратиться в Белорусское общество инвалидов, у него широкая сеть региональных отделений, есть оно и в Волковыске. «Если Дмитрий к нам придет, поможем, — заверил Василий Лукашевич, председатель Гродненской областной организации «Белорусское общество инвалидов». — Хотя, конечно, с устройством на работу эпилептиков ситуация сложнейшая, поскольку у них в любой момент может случиться приступ. Мы взяли такого человека на работу, но это сопряжено со сложностями: например, приступ случается прямо в швейном цехе, где работают тоже люди больные, а ведь надо еще уметь ему помочь». Дмитрий говорит, что увлечен компьютером, учился программированию, монтирует видео... Сейчас многие хотят найти себя в этой сфере. Например, в Гродно уже обучили группу инвалидов работать на компьютерах. А теперь не знают, как трудоустроить. Сидят люди по домам. В обычных коллективах их не воспринимают. Не понимают, что такое человеческая беда и что с любым это может случиться.
Тем не менее это не повод опускать руки. Например, на одном из предприятий общества в Волковыске сейчас как раз нет компьютерщика, который помогал бы с делопроизводством, печатал документы. Но чтобы понять, по нему ли эта работа, Дмитрию для начала нужно самому проявить инициативу. Сделать первый шаг.
Прямая речь
Людмила Горустович, заведующая лабораторией экспертизы профессиональной пригодности РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации:
— Инвалиды III группы сохраняют способность к выполнению профессионального труда в полном объеме (в доступных им видах деятельности) или с некоторыми ограничениями. Они имеют право на труд согласно Конституции. Но при подборе видов и условий труда должен сохраняться принцип индивидуального подхода. Такое заболевание нервной системы, как эпилепсия, исключает возможность быть занятым в опасных условиях. Конечно, в цехе, рядом со станками, механизмами, где требуется повышенное внимание, для таких людей особые условия не создашь. Но вот за компьютером это реально. Какая здесь может быть опасность? Это оборудование создает электромагнитное поле — фактор физического воздействия, а значит, длительный напряженный труд может спровоцировать приступ. Но это ведь совсем не значит, что страдающему эпилептическими припадками вообще запрещено подходить к компьютеру. Надо просто подобрать режим работы — вполне допустимо набирать тексты, письма, освоить программы компьютерного учета. К сожалению, еще существует дискриминация — ни наниматели, ни сотрудники часто просто не хотят видеть в своем коллективе людей с ограниченными возможностями. Конечно, есть момент и пассивности со стороны самих инвалидов — получив отказ в одном месте, они опускают руки и перестают искать.
Автор публикации: Юлия ВАСИЛИШИНА
Фото: Александр СТАДУБ