Ответственная свобода
В целях повышения безопасности граждан в Беларуси ужесточены правила проведения массовых мероприятий.
Более двухсот задержанных, 40 раненых полицейских и 14 уничтоженных патрульных автомобилей — таков самый поверхностный итог массовых беспорядков, прокатившихся по Варшаве в конце минувшей недели. Полиция применила водометы и слезоточивый газ во время столкновений с участниками марша независимости, забрасывающими полицейских камнями, бутылками и петардами. Премьер-министр Польши Дональд Туск уже потребовал сурово наказать виновных.
Деструктивную роль массовых акций, способных в изрядной степени нарушить общественное спокойствие не только в конкретной стране, но и в целых регионах планеты, сегодня начинают осознавать практически все государства. Например, в США решили покончить с акциями “Оккупируй Уолл-стрит”. Полиция ворвалась в лагерь противников капиталистической системы в центре Портленда и арестовала полтора десятка активистов, при этом митингующих предупредили: в случае сопротивления они “подвергнутся действию химических веществ и травматического оружия”. Полицией также ликвидированы лагеря “оккупантов” в Денвере и в Солт-Лейк-Сити.Однако протестные метастазы продолжают циркулировать по планете, провоцируя новые очаги социальной нестабильности. Между тем любую болезнь проще предупредить. На минувшей неделе глава белорусского государства утвердил внесение изменений и дополнений в закон “О массовых мероприятиях в Республике Беларусь”. Напомним, новый закон ужесточает правила проведения массовых мероприятий в нашей стране. Отныне организация сбора граждан должна быть санкционирована, а к пикетированию приравнивается “совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованного (в том числе через глобальную компьютерную сеть интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста”. До получения разрешения на проведение массового мероприятия его организаторы не вправе объявлять, в том числе в интернете, о дате, времени и месте его проведения.Кроме того, организаторами не могут быть лица, допустившие нарушение порядка проведения такого мероприятия в течение года с момента наложения административного взыскания. А сами массовые мероприятия запрещено проводить на расстоянии менее 100 метров от зданий организаций здравоохранения и менее 200 метров от редакций телевизионных и радиовещательных СМИ, а также их передающих станций.Увы, но вполне естественное желание государства обеспечить общественную безопасность и социальное спокойствие — факторы, особенно актуальные в свете международных событий, — вызывает критику у определенных политических сил как внутри Беларуси, так и за ее пределами. “Почему, когда некоторые говорят об “оперативности” белорусских судов после известных событий 19 декабря, не упоминают об английских судах, которые пропустили 400 человек за двое суток? — задает риторический вопрос заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по правам человека, национальным отношениям и СМИ Анатолий Глаз. — Почему мы считаем, что, если перекрыли Бруклинский мост и задержали 700 человек — это нормально, а если перекрыли проспект Независимости и задержали 40 человек, то это ненормально? Это что за стандарты?”
В ТЕМУ
А как у нихВ Италии и Франции основанием для запрета акции может стать даже одинаковая одежда их участников. В Великобритании за публичное угрожающее или оскорбительное поведение, которое причиняет тревогу, беспокойство или страдание другому лицу, можно получить штраф до 400 фунтов стерлингов. В либеральной Швеции, если толпа людей не расходится по требованию властей, ее руководители и подстрекатели могут оказаться за решеткой на 4 года, а участники акции получить до 2 лет лишения свободы. В США заявки на проведение массовых мероприятий рассматриваются в срок до полутора месяцев. А в Бельгии массовые мероприятия без разрешения властей допускаются лишь в случае, если они проводятся не под открытым небом.