Что нужно сделать, чтобы хорошая идея была воплощена в жизнь и приносила прибыль?
Об этом “НГ” спросила у ученых и предпринимателей в начале Всемирной недели предпринимательства и Белорусской инновационной недели.
Юрий ЗИССЕР, гендиректор УП “Надежные программы”:— Чтобы идеи претворялись в жизнь, а не лежали на полках, их нужно внедрять! Причем стараться делать это самому. Как говорится, хочешь сделать хорошо — сделай это сам. Разумеется, не во всех сферах собственных сил будет достаточно, однако есть немало и таких направлений, где справиться вполне по плечу даже одному организатору. Банальный пример: некоторые ворчат, что в Беларуси нет фирм, занимающихся организацией переезда. А не лучше ли самому взяться и организовать такую фирму?
Анатолий АКАНТИНОВ, генеральный директор центра стратегического развития “Маркетинговые системы”:— Во-первых, сами авторы идеи — ученые либо менеджеры — должны находиться непосредственно в процессе реализации этой идеи. Во-вторых, очень неплохо, если у генераторов новых изобретений и идей есть заказчик, несущий ответственность и финансирующий такие разработки. В принципе таким заказчиком может быть и государство, но его интересуют, как правило, глобальные, стратегические направления.
Светлана БОРТКЕВИЧ, главный врач 11-й городской клинической стоматологической поликлиники Минска:— На мой взгляд, вначале все-таки должна быть именно хорошая идея и желание осуществить ее. А для ее воплощения нужны современная материальная база и обученные кадры. Пример: государство затратило огромные средства на то, чтобы в нашей стране получила развитие трансплантология органов и тканей. Теперь не только белорусы получают высокотехнологичную помощь.
Александр МУХА, аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by:— Ответ лежит на поверхности: нужна капитализация идей и разработок рыночными методами. И для этого необходимо задействовать не только собственно генераторов идей, но и службы маркетинга, пиар. Самое главное, чтобы менеджмент был “клиентоориентированным” и, желательно, рассчитан на внешние рынки. В идеале хотелось бы наблюдать в Беларуси процесс создания научно-технических центров — по примеру Парка высоких технологий, но в неохваченных им сферах.
Сергей ЛАТЫШЕВ, изобретатель:— Необходимо в законодательство Беларуси и Союзного государства внести пункт, который стимулировал бы каждого руководителя предприятия любой формы собственности к заключению лицензионных договоров с автором идеи, изобретателем или держателем ноу-хау. Руководителей предприятий надо мотивировать использовать изобретения — например, ставить их премию в зависимость от выручки, полученной от внедрения новаций.
Иван АНИЩЕНКО, аспирант Объединенного института проблем информатики НАН:— Автору идеи или изобретателю важно иметь большой интерес к тому, чем он занимается. Для многих ученых, которых я знаю, денежный результат не очень важен. Им в первую очередь нравится сам процесс поиска, они заинтересованы в том, чтобы идеи нашли воплощение. На этапе внедрения ученым необходима поддержка государства. Важно также поднимать престиж научной деятельности в стране: как мне кажется, сейчас он довольно низкий, это затрудняет продвижение идей.