Психологи в Беларуси пока не в моде
В Европе ежегодно тратятся сотни миллиардов евро на психиатрическую и психологическую помощь. В Беларуси даже во времена кризиса обращение к таким специалистам скорее исключение, чем правило.
По данным Европейского совета изучения мозга, затраты на борьбу с заболеваниями нервной системы и психики жителей ЕС составляют около 798 млрд. евро в год, сообщает «Медлинкс». При этом, по оценкам экспертов, с 2005 года расходы увеличились примерно в два раза. Ежегодно с психическими и неврологическими проблемами к врачам обращается около 165 млн. человек — около 38% всех жителей Европейского союза.
Характерно, что в Европе лечение подобных заболеваний стоит гораздо дороже, чем других болезней. Например, по данным Европейской кардиологической ассоциации, в 2008 году на сердечно-сосудистые заболевания в Европейском союзе потратили 192 млрд. евро, а на борьбу с онкологией каждый год расходуется от 150 до 250 млрд. евро.
По прогнозам экспертов, европейцы будут тратить все больше денег на лечение депрессии, повышенной тревожности или приобретенного слабоумия.
Среди заболеваний на первом месте тревожность (на нее приходится 14% всех случаев), далее идут бессонница и депрессия (7% и 6,9% соответственно). При этом было отмечено, что только треть европейцев с психоневрологическими расстройствами получают медицинскую помощь.
Беларусь живет фактически в тех же реалиях, что и Европа. Как сообщила главный внештатный специалист Министерства здравоохранения по психологии и психотерапии Ирина Байкова, количество невротических и поведенческих расстройств, а также психосоматических заболеваний растет в Беларуси, как и во всем мире.
Статистика показывает, что количество обращений за психологической и психотерапевтической помощью увеличивается в Беларуси ежегодно на 30 тысяч человек. Например, в 2010 году за психологической и психотерапевтической помощью обратилось 200 тысяч человек.
Психологическая помощь оказывается в госучреждениях здравоохранения бесплатно. В Республиканском научно-практическом центре психического здоровья открыты два стационарных психоневрологических отделения для лечения кризисных состояний. Для оказания экстренной психологической помощи работают горячие телефонные линии: в РНПЦ психического здоровья можно позвонить по номерам 8-801-100-16-11 и 8-801-100-21-21. Экстренная психологическая помощь оказывается взрослым по телефонам в Минске — (017) 290-44-44, детям и подросткам — (017) 315-00-00.
Между тем специалисты отмечают, что в Беларуси психологическая, психиатрическая, психотерапевтическая помощь доступна в недостаточной степени. Особенно не хватает анонимной психотерапевтической и психиатрической помощи, отмечал в интервью Naviny.by доцент кафедры психиатрии Белорусской медицинской академии последипломного образования Евгений Ласый.
Он отметил, что многие, кто нуждаются в психиатрической помощи, боятся оказаться на психиатрическом учете и поэтому не обращаются в государственные учреждения здравоохранения.
Частная же психотерапевтическая и психиатрическая помощь представлена в недостаточном количестве и не всегда соответствует высокому уровню качества. К тому же, психотерапевтическая помощь в частных заведениях недешева. В крупных минских центрах одна консультация обойдется в 90-100 тысяч рублей. Столько же стоит консультация и у психологов, которые работают индивидуально.
Жизнь действительно становится сложнее и интенсивнее, и потребность в психологической помощи будет увеличиваться, считает психолог Татьяна Мосюк. Однако это еще не означает, что за ней будут обращаться заметно чаще, отметила специалист в комментарии для Naviny.by. Собеседник считает, что ментальность белорусов во многом осталась советской, и озабоченность населения своим психическим и психологическим здоровьем еще не вошла в число приоритетов.
«Наши люди чаще обращаются к психиатрам и психологам в случаях экстренной ситуации, — отметила Татьяна Мосюк. — Могу сказать на основании своего опыта, что очень небольшой процент обращается в профилактических целях. Большинство приходят, когда прижмет».
Есть клиенты, которые приходят два раза в год, получают срочную помощь, и на этом все заканчивается. Есть люди, страдающие сильными страхами. Например, человек, страдающий аэрофобией, вместо того, чтобы заниматься своей проблемой целенаправленно и планомерно, приходит только перед отпуском, в который он собирается лететь на самолете: «При этом в следующий раз он приходит ко мне только через год — перед следующим отпуском. Получается, что я могу снять симптомы, но не произвести глубинную работу с проблемами человека».
В Европе уже давно живут в таком сложном мире, отметила психолог, когда людям помогают специалисты, а не соседи и подруги.
«У нас тоже со временем меняются отношения между родственниками, друзьями. Все меньше можно рассчитывать на какую-то поддержку. В результате у людей накапливается много проблем, о которых невозможно никому рассказать. Это чревато подавлением определенных чувств и эмоций. Порой это выходит на психосоматику, то есть психологические факторы провоцируют возникновение соматических (телесных) заболеваний. Люди меж тем не ликвидируют первопричину, то есть психологический фактор, а пытаются лечить тело. Я бы все же советовала помощью специалистов не пренебрегать», — отметила Татьяна Мосюк.
Елена СПАСЮК