Минтруда: Уравнивание пенсионного возраста для женщин и мужчин - резерв на перспективу
24.09.2011 08:44
—
Новости Общества
Минтруда: Уравнивание пенсионного возраста для женщин и мужчин - резерв на перспективу
Введение надбавки за непрерывный стаж, повышение пенсионного возраста, внедрение накопительной системы, перераспределение пенсионной нагрузки между работниками и нанимателями — все эти темы стали предметом обсуждения во время прошедшей онлайн-конференции с заместителем министра труда и социальной защиты Валентиной Королевой.
“Порог” останется прежним
Изменение возраста выхода на пенсию — вопрос, который не один год дискутируется в белорусском обществе. Как известно, многие европейские государства уже давно прибегли к такой мере. Так, в Норвегии, Дании право оставить свою службу имеют люди, достигшие 67 лет, подобное решение принято в США и Германии. В Швеции, Финляндии на заслуженный отдых уходят в 65 лет, в Италии, Испании, Великобритании — 65/60 лет. Совсем недавно первые шаги в этом направлении сделала и наша ближайшая соседка Украина. В частности, здесь предполагают поэтапно увеличить пенсионный возраст женщин с 55 до 60 лет. Кроме того, рассматривают вариант более позднего выхода на заслуженный отдых для мужчин-госслужащих с 62 лет вместо 60.
— Повышение пенсионного возраста — одна из действенных мер стабилизации пенсионных расходов государства, это общеизвестно, — отметила Валентина Королева. — Что касается перспектив ее применения в Беларуси, то ориентиры здесь уже неоднократно озвучивались главой государства. Пока это возможно, мы будем сохранять существующий пенсионный “порог”.
Уравнивание пенсионного возраста для женщин и мужчин является резервом на перспективу и будет рассматриваться исходя из экономических возможностей и демографической ситуации. В настоящий момент с учетом стабильной работы пенсионной системы такие изменения не актуальны, подчеркнула замминистра.
Расширять перечень пенсионных льгот в нашей стране также не планируется. Речь в данном случае идет о неоднократно высказывавшемся в последнее время мнении о необходимости снизить пенсионный возраст для многодетных матерей.
— Этого не могут себе позволить даже богатые страны, — подчеркнула начальник отдела развития пенсионной системы министерства Татьяна Погонышева. — К тому же пенсионная система не предназначена для поощрения или оценки заслуг перед обществом. Многодетные мамы больше всего нуждаются в поддержке в период рождения и воспитания детей. В старости же им будет на кого опереться.
Планка для взносов
Уменьшать взносы на пенсионное страхование в нашей стране также не предполагается. Сегодня на эти цели наниматели перечисляют 28 процентов фонда заработной платы. Показатель действительно один из наиболее высоких, но не самый большой. К примеру, в Украине он составляет 33,2 процента.
— Размер страховых взносов во всех пенсионных системах устанавливается в зависимости от имеющихся обязательств, — пояснила Валентина Королева. — В Беларуси взносы являются единственным источником финансирования пенсий. Напомним, что в нашей стране пенсии получает 27 процентов населения, а это 2,5 миллиона человек. И демографические тенденции таковы, что доля пожилых людей будет расти. В подобных условиях не представляется возможным снижать планку отчислений в Фонд социальной защиты населения.
Перераспределение пенсионной нагрузки между нанимателями и работниками и увеличение доли последних в уплачиваемых взносах в Министерстве труда и социальной защиты также считают нецелесообразным. По мнению Валентины Королевой, изменения в этой сфере могут иметь крайне негативные последствия.
Выплата с перспективой роста
Хотя в текущем году Беларусь заняла четвертое место среди стран СНГ по размеру пенсии в долларовом эквиваленте, в сентябре сложилась такая ситуация, что число граждан, получающих данную выплату ниже бюджета прожиточного минимума пенсионера (366 790 рублей), составила 22,4 тысячи человек.
Неудивительно, что многие пожилые люди, особенно в нынешних экономических условиях, обеспокоены тем, как в дальнейшем будут увеличиваться их доходы. Некоторые из наших читателей, к примеру, высказывают точку зрения, что при очередном повышении нужно тем, у кого пенсия маленькая, добавлять побольше, а тому, у кого сумма выплаты выше одного миллиона рублей, — поменьше. Между тем, считают в министерстве, к подобному варианту прибегать не стоит. И прежде всего потому, что предлагаемый способ индексации пенсий направлен на снижение дифференциации ее размеров. “По истечении определенного периода это приведет к тому, что пенсии, назначенные при невысоком стаже и заработке, станут выше, чем исчисленные изначально в максимальных размерах, — уточнила Валентина Королева. — Это противоречит логике построения пенсионных систем, а также мнению многих пожилых людей и подавляющего большинства работников”.
Как вариант уровень пенсий можно поднять с помощью внедрения накопительного элемента. Между тем вводить его в общую пенсионную систему на данный момент в Беларуси не предполагается. “Многие страны, которые пошли на такой шаг, уже столкнулись с негативными последствиями”, — высказала свое мнение Валентина Королева.
“Порог” останется прежним
Изменение возраста выхода на пенсию — вопрос, который не один год дискутируется в белорусском обществе. Как известно, многие европейские государства уже давно прибегли к такой мере. Так, в Норвегии, Дании право оставить свою службу имеют люди, достигшие 67 лет, подобное решение принято в США и Германии. В Швеции, Финляндии на заслуженный отдых уходят в 65 лет, в Италии, Испании, Великобритании — 65/60 лет. Совсем недавно первые шаги в этом направлении сделала и наша ближайшая соседка Украина. В частности, здесь предполагают поэтапно увеличить пенсионный возраст женщин с 55 до 60 лет. Кроме того, рассматривают вариант более позднего выхода на заслуженный отдых для мужчин-госслужащих с 62 лет вместо 60.
— Повышение пенсионного возраста — одна из действенных мер стабилизации пенсионных расходов государства, это общеизвестно, — отметила Валентина Королева. — Что касается перспектив ее применения в Беларуси, то ориентиры здесь уже неоднократно озвучивались главой государства. Пока это возможно, мы будем сохранять существующий пенсионный “порог”.
Уравнивание пенсионного возраста для женщин и мужчин является резервом на перспективу и будет рассматриваться исходя из экономических возможностей и демографической ситуации. В настоящий момент с учетом стабильной работы пенсионной системы такие изменения не актуальны, подчеркнула замминистра.
Расширять перечень пенсионных льгот в нашей стране также не планируется. Речь в данном случае идет о неоднократно высказывавшемся в последнее время мнении о необходимости снизить пенсионный возраст для многодетных матерей.
— Этого не могут себе позволить даже богатые страны, — подчеркнула начальник отдела развития пенсионной системы министерства Татьяна Погонышева. — К тому же пенсионная система не предназначена для поощрения или оценки заслуг перед обществом. Многодетные мамы больше всего нуждаются в поддержке в период рождения и воспитания детей. В старости же им будет на кого опереться.
Планка для взносов
Уменьшать взносы на пенсионное страхование в нашей стране также не предполагается. Сегодня на эти цели наниматели перечисляют 28 процентов фонда заработной платы. Показатель действительно один из наиболее высоких, но не самый большой. К примеру, в Украине он составляет 33,2 процента.
— Размер страховых взносов во всех пенсионных системах устанавливается в зависимости от имеющихся обязательств, — пояснила Валентина Королева. — В Беларуси взносы являются единственным источником финансирования пенсий. Напомним, что в нашей стране пенсии получает 27 процентов населения, а это 2,5 миллиона человек. И демографические тенденции таковы, что доля пожилых людей будет расти. В подобных условиях не представляется возможным снижать планку отчислений в Фонд социальной защиты населения.
Перераспределение пенсионной нагрузки между нанимателями и работниками и увеличение доли последних в уплачиваемых взносах в Министерстве труда и социальной защиты также считают нецелесообразным. По мнению Валентины Королевой, изменения в этой сфере могут иметь крайне негативные последствия.
Выплата с перспективой роста
Хотя в текущем году Беларусь заняла четвертое место среди стран СНГ по размеру пенсии в долларовом эквиваленте, в сентябре сложилась такая ситуация, что число граждан, получающих данную выплату ниже бюджета прожиточного минимума пенсионера (366 790 рублей), составила 22,4 тысячи человек.
Неудивительно, что многие пожилые люди, особенно в нынешних экономических условиях, обеспокоены тем, как в дальнейшем будут увеличиваться их доходы. Некоторые из наших читателей, к примеру, высказывают точку зрения, что при очередном повышении нужно тем, у кого пенсия маленькая, добавлять побольше, а тому, у кого сумма выплаты выше одного миллиона рублей, — поменьше. Между тем, считают в министерстве, к подобному варианту прибегать не стоит. И прежде всего потому, что предлагаемый способ индексации пенсий направлен на снижение дифференциации ее размеров. “По истечении определенного периода это приведет к тому, что пенсии, назначенные при невысоком стаже и заработке, станут выше, чем исчисленные изначально в максимальных размерах, — уточнила Валентина Королева. — Это противоречит логике построения пенсионных систем, а также мнению многих пожилых людей и подавляющего большинства работников”.
Как вариант уровень пенсий можно поднять с помощью внедрения накопительного элемента. Между тем вводить его в общую пенсионную систему на данный момент в Беларуси не предполагается. “Многие страны, которые пошли на такой шаг, уже столкнулись с негативными последствиями”, — высказала свое мнение Валентина Королева.