Защищая природу, лесовод спас поселок от экологического бедствия
Лесничий Краснослободского опытно-производственного лесничества Старобинского лесхоза Владимир Уминский — лесовод уже в третьем поколении. Его дед еще до революции был “государевым слугой” — будучи лесником, охранял царские леса, не жалея сил и здоровья, противостоял браконьерам. Затем отец Владимира занял должность лесника здесь же, под Красной Слободой, в тяжелейшие годы восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны. После рождения сына также лелеял мечту о продолжении лесной династии. И не был разочарован: сын продолжил славное дело лесоводов.
Зов предков
Владимир Уминский вспоминает, что с самых малых лет ему приходилось часто бывать в лесу. Мало того что жила семья в доме возле самой стены леса, так еще отец постоянно брал с собой во время выполнения служебных обязанностей.
Только далекие от лесного хозяйства люди склонны идеализировать работу лесника, ассоциируя ее с созерцательным образом жизни где-нибудь в уютной лесной сторожке посреди буйства и красоты природы. На самом деле работа в лесу всегда была неимоверно тяжела. Владимир с детства это осознал, из года в год наблюдая за отцом.
— Не сказал бы, что с самого начала меня тянуло в лес, как этого, вероятно, хотел мой отец, — признается Владимир Иосифович. — Только вот после одного случая, который навсегда врезался в память, все изменилось.
Владимир был школьником в тот год, когда в окрестных лесах полыхнул страшный пожар. Огонь быстро перерос в верховой, вспыхивали как спички и пылали кроны деревьев. Жители со всех окрестных сел сбегались на помощь лесу. Приехал на пожарной машине и Владимир с отцом. На всю жизнь запомнил будущий лесничий зрелище огненной стихии, когда вековые деревья превращались в пепел, а все лесные обитатели или гибли, или покидали свои дома и убегали куда глаза глядят.
— Зрелище было на самом деле страшное, пришло четкое осознание, что лес, все эти могучие деревья на самом деле зачастую бывают абсолютно беззащитны и нуждаются в нашей помощи, — вспоминает Уминский.
А потому парень решил во что бы то ни стало стать лесоводом. После армии и учебы в Полоцком лесном техникуме устроился в лесничество сначала по соседству с тем, где трудился отец, а через три года перебрался в места своего детства — Краснослободское лесничество, в котором работает уже более 30 лет.
На защите зеленых рубежей
За Краснослободским лесничеством закреплен статус опытно-производственного. Иными словами, его территория является в некотором роде полигоном для опытов и испытаний новинок в сфере лесного хозяйства. А потому неудивительно, что руководитель лесничества Владимир Уминский — человек инициативный, с тягой ко всему новому, с жилкой экспериментатора и первооткрывателя. Именно при нем в лесничестве были заложены первые плантации лиственницы европейской — дерева-“иностранца” с отличными деловыми качествами, хорошо прижившегося в Беларуси и сулящего стать основой для так называемых лесов будущего. Через несколько лет лиственничные плантации, посаженные руками Владимира Иосифовича, начнут давать элитные семена.
Впрочем, работа настоящего лесовода делается не только под пологом леса. Он становится настоящим экологом, защитником не только вверенных ему лесов, но и природы в целом, подчас даже становясь на пути сильных мира сего.
В 90-е годы прошлого века решением Совета Министров в двух километрах от Красной Слободы было запланировано строительство огромного свиноводческого комплекса, рассчитанного на 126 тысяч голов скота. Запуск комплекса обещал “притянуть” за собой в поселок еще один Дом культуры, новые детские садики, школу, магазины и даже бассейн. Вот только стройка должна была развернуться не на какой-нибудь свалке, неудобице или пустыре, а почему-то в элитных сосновых лесах, где впору было бы строить санаторий.
Помимо того, в километре от будущего свинокомплекса еще с 1961 года функционировала санаторно-лесная школа республиканского значения, в которой обучаются дети с легочными заболеваниями...
Подобное решение Совмина вызвало возмущение местных жителей. Владимир Иосифович, в ту пору еще помощник лесничего, не остался в стороне, проявил инициативу. Именно под его руководством писались письма в Верховный Совет Беларуси, редакции газет. Неоднократно ездил он и в Государственный комитет природы, возил обращения за сотнями подписей местных жителей. До сих пор у Владимира Уминского в конторе лесничества хранятся толстые папки с документами того времени. В результате такой активности идея о стройке свинокомплекса заглохла, сосновые насаждения и школа были спасены...