Скидки в сельмагах? Фантастика!..
После прочтения той книги много воды утекло. И у нас сейчас свободный рынок с его достоинствами, хитростями, уловками. Среди них и скидки. Несомненно, они нужны и играют большую роль в реализации товаров. Например, в конце февраля — начале марта не редкость объявления о больших скидках на зимнюю обувь. Магазинам выгоднее реализовать ее по дешевке, чем хранить до следующего сезона. Или, возьмем, скидки к новогоднему празднику. Объявляя их, магазин рассчитывает на массовый приток покупателей и увеличение выручки за счет больших объемов реализации.
Зато меня, признаюсь честно, всегда настораживают объявления о постоянных скидках, которые доходят иной раз чуть ли не до 50 процентов. Думается, если скидка постоянная, то по существу ее и вовсе нет. Это не более чем рекламный трюк. Товар никто и не собирался продавать дороже, скажем, 100 тысяч рублей. Зато у покупателя хотят создать иллюзию, что благодаря скидке он сэкономит 30 или 40 тысяч.
Как-то соседка рассказывала о таком случае.
— Прихожу в гипермаркет, — говорит она, — и вижу в отделе косметики набор из трех бутылочек. Сообщается, что третья в нем идет со скидкой 50 процентов. На радостях купила и рассказала подруге, сколько сберегла денег. А она мне: «Смешная ты. Я тоже там была и сравнила стоимость трех раздельно продающихся таких бутылочек. Вышло то же самое».
Иной раз бывает и такая хитрость. Сообщается о скидке на 20 процентов, но не говорится, что это уменьшение лишь торговой надбавки, а не всей цены. И человек, купив товар, только дома понимает, что сэкономил не те деньги, на которые сразу рассчитывал.
Я вовсе не призываю запретить скидки, бороться с ними или контролировать их. Я лишь хочу сказать читателям: будьте бдительны! Не давайте возможности провести себя на мякине.
Если одни торговые организации нередко переусердствуют со скидками, то другие, наоборот, работают по старинке и не придают им значения. Как-то в одном из райцентров увидел на улице палатку, принадлежащую местному райпо. Здесь торговали овощами и фруктами. Яблоки были вперемежку, хорошие и не очень (с черными точками и слегка побитыми боками). Естественно, покупатели выбирали лучшие, а худшие продавец складывала в отдельный ящик. Я спросил, не собирается ли она последние продать по дешевке. Она ответила, что скидки у них не предусмотрены, яблоки завезет назад на базу райпо, и пусть с ними делают, что хотят. А разрешили бы ей продать товар худшего качества наполовину дешевле, глядишь, и дополнительная выручка появилась бы.
Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»