Гадать на кофейной гуще
Как увязать прогнозы развития экономики Беларуси с реальной ситуацией?
На сегодняшний день многие участники рынка накопили немало предложений, как выйти из кризиса. Но у них, похоже, нет ответа на главный вопрос: как увязать их между собой? Так, чтобы принятие тех или иных решений не создавало новых проблем. Дискуссии специалистов отчасти напоминают классическую ситуацию, «когда в товарищах согласья нет».
Например, во время заседания Национального совета по трудовым и социальным вопросам предприниматели требовали продолжить либерализацию экономики. Представители профсоюзов в свою очередь утверждали, что в текущей ситуации это чревато негативными последствиями. И все высказывали недовольство по поводу роста цен. Заместитель премьер-министра Сергей Румас, признавая ряд критических замечаний в адрес правительства справедливыми, в то же время заметил: «Никому не нравится высокая инфляция. Но почему профсоюзные организации не рассматривают эти вопросы, когда их собственное предприятие повышает цены?..»
Хотя все, по большому счету, понимают: искать виноватых можно до бесконечности, но правильнее все-таки консолидировать усилия и попытаться совместно найти выход из сложной ситуации. А вызвана она, по мнению заместителя министра экономики Андрея Тура, причинами как фундаментального, так и текущего характера. К первым он отнес рост мировых цен на ресурсы, включая энергетические, недостаточную эффективность их использования, высокую импортоемкость экономики и слабую ориентацию на собственную ресурсную базу. Среди текущих причин — чрезмерное финансирование государственных программ, что повлекло необходимость увеличения дефицита бюджета и эмиссии Нацбанка, а также сдерживание девальвации белорусского рубля, что привело к его переоценке, сохранение дотаций по ряду услуг, в частности в сфере ЖКХ, пассажирского транспорта и других. Как же правительство собирается разруливать ситуацию? Чтобы выйти на устойчивое макроэкономическое равновесие, предстоит всерьез ужесточить финансовую, бюджетную и денежно-кредитную политику, пояснил замминистра. При этом необходимо обеспечить социальную поддержку малообеспеченных слоев населения, с учетом того, что инфляция на 1 июня текущего года, по предварительной оценке Нацбанка, составила 20,2 %. Так, заработную плату работников бюджетной сферы с февраля проиндексируют на 5,2 %, с апреля — на 11,9 %. В реальном секторе решение о повышении уровня оплаты труда будет приниматься нанимателем, добавил Андрей Тур.
На потребительском рынке предусмотрено создание стабилизационных фондов продуктов, пользующихся повышенным спросом, и проведение при необходимости товарных интервенций. Внесение изменений в антимонопольное законодательство, расширение перечня социально регулируемых товаров, предложение ограничить надбавки к ценам на импортные товары — все эти меры были озвучены в последнее время не раз.
«А Директива № 4 работает или нет? — задал вопрос председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. — И почему без советов с деловым сообществом, как записано в документе, принимается то одно, то другое постановление правительства?» «Правительство ни в коей мере не сворачивает заявленные планы, — ответил представителю бизнеса Сергей Румас. — Мы по-прежнему работаем над ними и планируем в ближайшее время на заседании Совмина рассмотреть этот вопрос».
Впрочем, к либерализации экономики надо подходить взвешенно и осторожно — такова позиция профсоюзов. «Федерация профсоюзов поддержала Директиву № 4, рассматривая использование частной инициативы как один из многих вариантов повышения качества жизни, — подчеркнул председатель Минского городского объединения организаций профсоюзов Николай Белановский. — Но в последние месяцы обнажились негативные последствия политики либерализации, особенно в сфере ценообразования».
Представители реального сектора, понимая необходимость поддержать малообеспеченные слои населения, интересуются, что в этой ситуации делать им. Если крупные экспортеры чувствуют себя достаточно комфортно, то организации, в большей степени завязанные на импорт, уже начинают потихоньку «вешать замки». «Реальный сектор оказался заложником ситуации, директора и трудовые коллективы не регулируют финансовый рынок страны, — заметил генеральный директор ассоциации «БелАПП» Сергей Жарников. — Но только благодаря производству можно выйти из кризиса, деньги зарабатываются именно там». Между тем уровень зарплат в марте на промышленных предприятиях по Минску только на 9-м месте из 13, привел пример руководитель БелАПП. В лидерах, несмотря ни на какие кризисы, финансовая сфера. С чего повышать зарплаты работникам? Одно из прозвучавших предложений — снизить налог на прибыль с 24 % до 18 % не с 1 января 2012 года, как планируется, а уже с 1 июля нынешнего.
В ходе обсуждения стали очевидными и серьезные перекосы на рынке труда. По информации профсоюзных организаций, уже в марте по сравнению с февралем в 1,5 раза выросло количество работников, переведенных на режим неполной занятости, на 47 % увеличилось число людей, отправленных работодателями в вынужденные отпуска, в том числе без сохранения зарплаты. В то же время на ряде предприятий ощущается острый дефицит квалифицированных кадров. «Мы сегодня готовы в один день трудоустроить 400—450 человек, но их нет, — заметил генеральный директор ОАО «МЗКТ» Геннадий Синеговский. — А государство продолжает поддерживать предприятия, которые еле сводят концы с концами, а их продукция не пользуется спросом. Зачем мы их держим?» В этой связи логично прозвучали слова представителей Федерации профсоюзов в поддержку решения Минтруда увеличить стипендии людям, которые потеряли работу и отправились на профессиональную переподготовку.
Сегодня понятно и другое: лучшие специалисты без проблем трудоустраиваются за рубежом, и эта тенденция оттока трудовых ресурсов в ближайшее время будет усиливаться. Один из способов удержать работников, особенно молодых и перспективных, — подкорректировать жилищную политику и выдавать льготные кредиты не всем подряд, а в обмен на контракт, предлагает Геннадий Синеговский. По его мнению, благоприятно сказалось бы на развитии рынка труда сокращение административно-управленческого аппарата. «Много людей на предприятии занято подготовкой различных видов отчетности — в профильное министерство, городским и районным властям, в органы статистики. Забюрокраченность нашей системы слишком высока», — подчеркнул руководитель предприятия.
Представители профсоюзов предлагают сейчас не рассматривать вопрос о перераспределении нагрузки по отчислениям в Фонд социальной защиты населения (предлагается переложить 15 % на работников и 19 % оставить на нанимателей). «Это предложение существенно затронет интересы трудящихся, и мы отрицательно к нему относимся, особенно сейчас», — заметил Николай Белановский. Он также озвучил просьбу руководителей и представителей профкомов предприятий «умерить активность сторонних борцов за дисциплину и порядок на проходных». «Такая работа, в принципе, нужна, но сегодня она не стабилизирует ситуацию, а лишь повышает напряженность», — подчеркнул председатель Минского городского объединения организаций профсоюзов.