Дивиденды на троих делятся
На заседании Межгоссовета ЕврАзЭс, которое прошло накануне в Минске, впервые на уровне глав правительств детально обсуждались вопросы формирования ЕЭП. Однако процесс интеграции не останавливается ни на минуту, и в нем широко задействованы представители власти, научных кругов и бизнеса трех стран.
Беларусь, Россия и Казахстан уже начинают подсчитывать дивиденды от создания единого таможенного пространства. И они настолько внушительны, что лидеры трех стран с явной определенностью заговорили о выходе на качественно новый уровень интеграции – ЕЭП, в пределах которого смогут свободно передвигаться не только товары, но и капиталы, услуги, рабочая сила. «Кроме того, единым станет и подход к регулированию системных отраслей наших экономик, поэтому надо хорошо подготовиться к следующему этапу», — подчеркнул вице-министр экономического развития и торговли Республики Казахстан Тимур Сулейменов, выступая на конференции «Таможенный союз: итоги первого года. На пути к ЕЭП», которая прошла под эгидой 20-летия независимости Казахстана.
Наглядным аргументом, подтверждающим эффективность Таможенного союза, эксперты называют прежде всего заметно выросший товарооборот между странами «тройки». За прошедший год – почти на треть. Товарооборот Казахстана с партнерами по ТС в прошлом году увеличился на 28 % к уровню 2010-го, импорт – на 23,7 %, экспорт – на 33,4 %. Данные Белстата свидетельствуют о том, что объем внешней торговли Беларуси с Россией и Казахстаном увеличился за 2010 год на 20,6 % к уровню 2009-го, при этом экспорт вырос на 46 %. Особенно впечатляюще выглядит положительная динамика импорта в нашу страну из Казахстана – рост в 5,4 раза за последний год. По некоторым оценкам, Таможенный союз объединяет сегодня примерно 85 % экономического потенциала всего постсоветского пространства. Но, оценивая преимущества ТС на макроэкономическом уровне, эксперты не забывают подчеркнуть: от этого процесса должен выиграть каждый рядовой гражданин государств-партнеров. В частности, доходы населения с запуском Единого экономического пространства могут увеличиться по меньшей мере в 1,5 раза.
В то же время, как свидетельствует мировой опыт, вступать на путь интеграции логичнее странам, которые близки между собой по экономическим, политическим, социальным характеристикам. Так, в Европейском союзе «зачинщиками» объединения в свое время выступили наиболее развитые государства, а потом к ним стали подтягиваться и другие. Что касается нашего Таможенного союза, то по своей структуре экономики партнеров по «тройке» отличаются порой не меньше, чем родные братья от дальних родственников. Так, бюджет Казахстана практически полностью формируют доходы от экспорта нефти и зерна, и в этом у страны есть общие черты с Россией. А вот Беларусь с ее развитой перерабатывающей промышленностью и скудостью собственных сырьевых ресурсов стоит несколько особняком. Поэтому неслучайно в дискуссиях то и дело звучат реплики о неизбежности структурной перестройки.
В эту идею, например, хорошо укладывается стратегия долгосрочного развития экономики Казахстана, которая делает акцент на индустриализацию и инновации. «Мы однозначно понимаем, что на единой таможенной территории, где отсутствуют тарифные и нетарифные барьеры, конкуренция между предприятиями должна усилиться», — подчеркнул Тимур Сулейменов. По пути инновационного промышленного развития планирует продвигаться и Российская Федерация. Ожидается, что реализация технологических амбиций всех трех стран многократно усилит кооперационные связи между ними. Уже сегодня в тесном контакте с белорусскими партнерами работает около 800 российских предприятий: например, в машиностроении экономики двух государств интегрированы на 80 %, в сельском хозяйстве — на 60 %. Но это далеко не предел. Эксперты считают, что восстановление кооперации приведет к усилению темпов экономического роста в Таможенном союзе в 1,5—2 раза. При этом важно, что «локомотивами» такого подъема, скорее всего, выступят высокотехнологичные отрасли промышленности.
В то же время существует ряд если не угроз, то серьезных вызовов для экономик государств «тройки». Особенно беспокоятся по этому поводу российские партнеры. В частности, РФ пока проигрывает Беларуси и Казахстану по срокам и качеству таможенного оформления. Как оценили в Минэкономразвития России, в рейтинге упрощения таможенных процедур Россия находится на 140-м месте из 183 стран. «Если не создать комфортных условий для бизнеса, участники внешнеэкономической деятельности предпочтут «переходить границу» и даже выводить свой бизнес за пределы РФ», — предупреждает независимый политолог, директор по международным проектам Института национальной стратегии (Россия) Юрий Солозобов. Кроме того, в Казахстане действуют более привлекательные условия по налогу на добавленную стоимость, что может стать стимулом для перетекания в страну инвестиций и создания новых производств. Этот процесс уже начался, и он «подогревается» установленными до 2012 года льготами по ввозу импортного оборудования, не производимого в стране.
Немаловажный вопрос, который остро стоит на повестке дня, — введение единой валюты регионального объединения. У Беларуси и России уже есть некоторый опыт обсуждения этого вопроса. «Если бы единым платежным средством на территории Союзного государства стал российский рубль, Беларусь потеряла бы возможность самостоятельного проведения денежно-кредитной политики», — подчеркнул в своем выступлении заведующий отделом макроэкономического регулирования Института экономики НАН Беларуси Александр Лученок. Проблемы введения единой валюты, с которыми столкнулись два государства, неизбежно возникнут и при обсуждении в более широком формате, уверен ученый. Но это вовсе не значит, что не надо давать вопросу ход. «На первом этапе можно ввести единую расчетную единицу, как экю, предшествовавшее евро, и к этому надо приступать немедленно, — считает белорусский эксперт. — Единая наднациональная валюта — это вопрос не одного дня, но думать и готовиться к этому надо. Только в этом случае мы сможем создать полноценное Единое экономическое пространство».
В целом опыт работы Таможенного союза показал, что, несмотря на некоторые трудности и шероховатости, преимуществ такой плотной интеграции гораздо больше, подтвердили участники конференции. Осталось наладить более тесное информационное взаимодействие — с тем, чтобы бизнес был хорошо осведомлен об открывающихся возможностях. Например, в Казахстане практику проведения подобных конференций решили сделать регулярной и распространить ее на все регионы страны.
Минск—Астана—Минск
Автор благодарит Посольство Казахстана в Беларуси за предоставленную возможность принять участие в конференции.
------------------------------------
Посчитали — оживились
Рост товарооборота между партнерами по Таможенному союзу лучше других показателей говорит о том, что интеграция работает на благо трех стран, считает заместитель министра экономики Беларуси Антон Кудасов:
— Мы прежде всего констатируем очень позитивные результаты взаимной торговли. В прошлом году российский рынок вновь вышел для нас на первое место по экспорту, при этом общий товарооборот увеличился примерно на 20 %. В десятку основных внешнеторговых партнеров Беларуси вошел Казахстан, объем внешнеторговых операций возрос более чем в 2 раза. Ожидается, что с созданием ЕЭП взаимная торговля между странами будет развиваться еще более ускоренными темпами. Среди важнейших результатов работы Таможенного союза в 2010 году я бы назвал эффект от упрощения таможенных процедур. Это позволило сократить время на перевозку товаров и создать дополнительные предпосылки для развития бизнеса в Беларуси. В связи с участием в ТС прежде всего растет привлекательность логистической сферы Беларуси.
Что касается ЕЭП, то в области энергетики важнейшей, безусловно, является договоренность по беспошлинным поставкам нефти и нефтепродуктам, реализованная с 1 января 2011 года. Кроме того, начиная с 2012 года в рамках Единого экономического пространства будет предоставлен национальный режим товарам, которые реализуются в системе государственных закупок. Для Беларуси и Казахстана, в частности, представляет интерес огромный рынок госзакупок РФ, который оценивается в 100—150 млрд. долларов в год. Не позднее 1 января 2015 года начнет действовать соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа, которое предусматривает рыночные равнодоходные цены на газ на территории членов ЕЭП.
Важным элементом интеграции становится координация нашей макроэкономической политики. Заключено соглашение, согласно которому в случае выхода макроэкономических показателей из определенного коридора потребуется принятие согласованных мер. Такая работа должна начаться с 2013 года, но мы считаем, что можно и раньше. Речь идет о трех показателях, определяющих устойчивость экономического развития: годовом дефиците госбюджета, государственном долге, инфляции. Нам предстоит выработать конкретные меры, как реагировать на динамику этих показателей.
Кроме того, в условиях единого рынка трем государствам было бы целесообразно сосредоточиться на серьезных прорывных направлениях, ориентированных на выход общей продукции на мировой рынок. На мой взгляд, ради такой перспективы и создавалось ЕЭП. Смысл интеграции не в том, чтобы все отношения свести к торговле друг с другом. И сверхзадача для нас — согласовать общие точки промышленной политики в трех странах. Это первый вопрос, который надо решать в рамках ЕЭП.
---------------------------------------
Конструктивные встречи
Беларусь возлагает большие надежды на формирование Единого экономического пространства и видит большие перспективы в этом крупном союзе. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с председателем правительства Российской Федерации Владимиром Путиным.
Александр Лукашенко подчеркнул, что «очень важно поговорить на тему Единого экономического пространства и его перспектив, потому что как вы, так и мы в Беларуси особенно возлагаем и возлагали большую надежду и видели большую перспективу в этом крупном союзе».
Глава белорусского государства, обращаясь к Владимиру Путину, обратил внимание на то, что работы сегодня предостаточно, предстоит два крупных мероприятия, касающиеся союзных отношений и Единого экономического пространства. Александр Лукашенко особо подчеркнул, что эти два проекта весьма важны для двух народов.
Что касается двусторонних отношений Беларуси и России, то, как отметил Президент, по экономическим вопросам проблем не возникало ни в конце прошлого года, ни в этом году.
* * *
Президент Беларуси Александр Лукашенко считает, что Беларусь и Казахстан смогут значительно расширить свой товарооборот в рамках ЕЭП. Об этом глава белорусского государства заявил на встрече с премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым.
«У нас есть много направлений, которые мы вместе успешно реализуем с казахстанской стороной, — подчеркнул Александр Лукашенко. — У нас более 30 совместных проектов, которые мы осуществляем в плане индустриализации в Казахстане».
По словам Президента, у правительства есть предложение дополнить этот перечень новыми проектами. «Мы готовы еще шире работать в Казахстане. Наш опыт работы в Республике Казахстан говорит о том, что это наилучшая страна, где мы можем реализовать наши договоренности», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Он акцентировал внимание на том, что в прошлом году белорусско-казахстанский товарооборот приблизился к рубежу почти в $ 1 млрд.
При этом белорусский лидер заметил, что «Беларусь на 100 % и в срок выполнила свои обязательства и с нашей страной проблем не будет».
БЕЛТА