В Беларуси продолжается реклама услуг гадалок и экстраcенсов?
16.03.2011 01:58
—
Новости Общества
В Беларуси продолжается реклама услуг гадалок и экстраcенсов?
После внесения в 2008 году изменений в закон "О рекламе", которые одним дополнительным пунктом запретили рекламу работ и услуг гадалок, экстрасенсов, спиритов, астрологов, колдунов, прорицателей и т.д., рекламодатели, похоже, не сильно испугались. Вероятно, и штрафы за нарушение закона в размере от 20 до 50 базовых величин (от 700 тысяч до 1,75 млн рублей) им тоже не страшны. Может, потому, что никто сильно и не наказывает?
С тех пор уже не раз писали, что реклама подобных услуг по сути осталась - в завуалированном виде.
Корреспондент TUT.BY решила проверить, насколько реально разместить объявления подобного рода в специальных газетах объявлений. За основу мы взяли наше якобы умение обучать хиромантии и профессионально делать куклу Вуду.
Оказалось, в большинстве случаев ничего "вуалировать" не нужно. Существует лишь несколько мест, где честно предупреждают: такая реклама запрещена как недобросовестная и т.д. Например, в наиболее популярных в Беларуси газетах "Из рук в руки" или "Ва-банк" ничего подобного разместить не удалось. Умение гадать по руке не получилось оформить даже как услугу в рубрике "Образование". Я поинтересовалась, можно ли это разместить как тренинг или семинар по хиромантии, ведь, например, на сайте "Из рук в руки" есть специальная рубрика "Курсы, семинары, тренинги"?
Однако в отделе рекламы мне объяснили, что на последней странице газеты чётко прописаны единые правила и условия для публикации объявлений. Например, объявления политического, религиозного характера, о хиромантии, колдовстве, о сексуальных услугах и порнографии т.д. НЕ публикуются. Кроме того, если размещать информацию в рубрику "образование" и писать о тренингах по хиромантии, объяснили в отделе рекламы, нужна лицензия, данные о наличии которой должны также публиковаться вместе с объявлением. Лицензии, естественно, у меня не было. Юристы разводили руками и, как я их не уговаривала, лишь посоветовали "попробовать разместить" объявление на сайте: авось, модератор пропустит!
На короткий четырёхзначный номер я отправила SMS для активации объявления о цикле семинаров-тренингов по хиромантии. 1300 рублей со счёта сняли почти сразу и объявление в течение некоторого времени… действительно появилось! Это было неожиданно, ведь я уже готовилась звонить по телефонам, указанным на сайте, чтобы узнать, почему деньги со счёта сняли, а объявление не разместили. Я даже была уверена в том, что мне ответят: мол, правилами подобные объявления запрещены, на сайте вы отметили, что с ними ознакомились, поэтому, отправляя заведомо несоответствующее условиям объявление, вы принимаете на себя всю ответственность. При этом, отмечая, что с "Условиями и правилами" ознакомлена, я даже не заглядывала в них, хотя бы потому, что сайт и газета "Из рук в руки" - одна и та же организация и правила, по идее, должны быть одинаковы. Однако правила газеты и сайта оказались разными и в перечне недопустимых к публикации объявлений на сайте ни о каких хиромантах речи нет.
Получается, для газеты – один закон "О рекламе", для сайта - другой?
Тем временем, рекламодатели на других сайтах бесплатных объявлений, похоже, вообще не слышали про закон "О рекламе", поскольку бесхитростно пишут о разнообразных услугах напрямую: ритуальная магия вуду – снятие негатива, чистка энергоканалов; предсказательница судьбы, старославянское гадание; белая магия, помощь в любви и делах; магическая помощь без предоплаты; потомственная ведунья, гадание на картах таро, сильный приворот, рассорка (!), снятие и лечение (?) сглаза, порчи и др. негатива; белая, черная магия, черное венчание и т.д.
Что самое интересное, подобные объявления находятся не где-то на сайте в домене .info , а преспокойно размещены на сайтах с расширением .by, которое, согласитесь, еще и располагает к доверию. Все сайты, о которых идет речь, позиционируют себя как газеты или доски бесплатных объявлений "без регистрации".
Сразу на нескольких подобных сайтах я и попыталась разместить своё заведомо недобросовестное и даже безумное объявление с таким текстом: "Профессионально делаю Вуду на человека. Опыт работы 7 лет. Игрушки использую свои. Если вы живете в Минске, можно ваши. Цвет не важен, от 30 см в росте. 50% - предоплата, 50% - после видимого результата. Эффект виден в течение суток".
Однако один из сайтов меня даже покритиковал за немногословие: "пишите больше!". Пришлось описывать свои услуги подробней: "Работа не шаблонная. Индивидуальный подход. От вас требуется выслать мне на е-мэйл фото человека, ваши пожелания ему и обязательно небольшое обоснование, почему вы хотите на него куклу Вуду. Эффект будет длиться до тех пор, пока вы лично не захотите снять заговор. Заговор может быть в любой сфере".
Ни на одном из сайтов проблем с размещением этого объявления не возникло. Свой телефон я решила не оставлять, поэтому в "Контактах" написала только адрес электронной почты. Однако, в большинстве своем, люди, размещающие подобного рода объявления, пишут и свои белорусские номера телефонов, и место жительства и даже выставляют фотографии.
Как оказалось, не боятся рекламодатели и еще одного запрета в законе - на рекламу услуг сексуального характера. На сайтах все тех же бесплатных объявлений можно не только найти рубрику "Интим-услуги", но и несколько подрубрик: интим-услуги в гостиницах, интим-услуги на дому, виртуальный секс, сопровождение (эскорт) и т.д. Открываешь какую-нибудь услугу и диву даёшься: "Молодой парень скрасит время девушке или нескольким до 45. Только выезд. Дима"- и телефон одного из белорусских операторов сотовой связи. Или "Секс услуги для состоятельных дам. Качественно. Андрей". И снова абсолютно без боязни – белорусский номер мобильного телефона.
Совершенно не трудно найти объявления для девушек об эскорте. Например, вот такие: "Работа для красивых девушек модельной внешности в престижном эскорт-агентстве с отличной деловой репутацией в Греции, Бельгии Франции Турции и Италии! Ваша зарплата чистыми от 500 до 1000 евро в день (для подходящих!). Срок тура в каждой стране от 8 до 20 дней. Отличная база состоятельных и щедрых клиентов! От вас фото + краткая информация (возраст, рост, наличие загранпаспорта, наличие шенгена, опыт работы, знание языков)" и т.д. Всё бы ничего, но это объявление размещено в той же рубрике "Интим-услуги", а если точнее, то в "Интим-услугах в гостиницах". Поэтому очевидно, каким на самом деле "эскортом" будут заниматься девушки. А как же борьба с торговлей людьми?
Очевидно, что при такой лёгкости размещения объявлений, не помогает не то, что закон "О рекламе" даже с внесенными изменениями, но и Указ № 60, который вступил в силу в июле 2010. Например, пункт 12 Указа гласит: "Ответственность за содержание информации, размещаемой (передаваемой) в национальном сегменте сети Интернет, несут лица, разместившие (передавшие) эту информацию, а за нарушение требований настоящего Указа, в том числе за неисполнение предписания (требования) соответствующего органа, выносимого в соответствии с пунктом 11 настоящего Указа, – поставщики интернет-услуг, собственники (уполномоченные ими лица) пунктов коллективного пользования интернет-услугами".
Минторг: закон распространяется на любые средства, с помощью которых может размещаться реклама
Чтобы получить ответы на накопившиеся вопросы, мы обратились в Министерство торговли Беларуси, которое как раз и занимается контролем рекламы.
Как заметила в эфире TUT.BY-ТВ консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Инна Гаврильчик, такого рода журналистские эксперименты являются полезными в том числе и для контролирующих органов, "потому что через обращения граждан, через собственные контролирующие мероприятия мы не всегда можем видеть те реальные ситуации, которые складываются на практике".
Инна Гаврильчик также прокомментировала ситуацию, когда в печатной и электронной версиях одной и той же газеты предъявляются разные требования к рекламе.
"Когда конкретный сотрудник принимает объявление по телефону, он несет ответственность за содержание, он прекрасно понимает, что можно размещать, а что нельзя, поэтому он, как бы снимая с себя ответственность, перекладывает её на того человека, который собирается размещать это объявление путём SMS-сообщения, - говорит специалист.- К сожалению, таким образом редакции газет просто уходят от ответственности, потому что в данном случае, когда объявление размещается посредством SMS-сообщения, всегда можно сказать, мол, у нас прямой доступ, мы его не согласовывали, рекламодатель сам разместил объявление и мы не можем нести за это ответственность".
Однако, подчеркнула Инна Гаврильчик, "закон о рекламе распространяет свое действие на любые средства, с помощью которых может размещаться реклама независимо от того, газета это, интернет, телевидение, радио, либо это вообще человек, который ходит по улице и рекламирует свои услуги. При выявлении такого нарушения газета, скорее всего, получит предписание об устранении такого нарушения и о приведении сайта в соответствии с действующим законодательством".
"Что касается конкретного объявления о цикле семинаров по хиромантии, которые корреспондент TUT.BY разместила на сайте "Из рук в руки", то оно подано всё-таки больше как услуга обучения. Если бы она рекламировала просто услуги хироманта и т.д., это, скорее всего, даже бы и на сайте не появилось, - говорит Инна Гаврильчик.- Но я бы не сказала, что это сто процентов противоречит закону, здесь нужно проверять достоверность рекламы. В данном случае корреспондент сказала, что это вымышленная услуга. По закону рекламодатель должен будет доказать, что он действительно проводил такие семинары. Если ему не удастся это доказать, скорее всего, это будет признано скрытой рекламой услуг, реклама которых запрещена и т.д. В таком случае будет наказан рекламодатель, потому что за достоверность рекламы ответственность в первую очередь несет он".
Кроме того, Инна Гаврильчик подробно рассказала о том, как в Беларуси решили ввести запрет на рекламу услуг подобного рода и какие лазейки для саморекламы стали искать маги и гадалки после его появления, а также объяснила, как отличить недобросовестную рекламу и не поддаться на уловки. Видеоинтервью будет опубликовано на TUT,BY 16 марта.
С тех пор уже не раз писали, что реклама подобных услуг по сути осталась - в завуалированном виде.
Корреспондент TUT.BY решила проверить, насколько реально разместить объявления подобного рода в специальных газетах объявлений. За основу мы взяли наше якобы умение обучать хиромантии и профессионально делать куклу Вуду.
Оказалось, в большинстве случаев ничего "вуалировать" не нужно. Существует лишь несколько мест, где честно предупреждают: такая реклама запрещена как недобросовестная и т.д. Например, в наиболее популярных в Беларуси газетах "Из рук в руки" или "Ва-банк" ничего подобного разместить не удалось. Умение гадать по руке не получилось оформить даже как услугу в рубрике "Образование". Я поинтересовалась, можно ли это разместить как тренинг или семинар по хиромантии, ведь, например, на сайте "Из рук в руки" есть специальная рубрика "Курсы, семинары, тренинги"?
Однако в отделе рекламы мне объяснили, что на последней странице газеты чётко прописаны единые правила и условия для публикации объявлений. Например, объявления политического, религиозного характера, о хиромантии, колдовстве, о сексуальных услугах и порнографии т.д. НЕ публикуются. Кроме того, если размещать информацию в рубрику "образование" и писать о тренингах по хиромантии, объяснили в отделе рекламы, нужна лицензия, данные о наличии которой должны также публиковаться вместе с объявлением. Лицензии, естественно, у меня не было. Юристы разводили руками и, как я их не уговаривала, лишь посоветовали "попробовать разместить" объявление на сайте: авось, модератор пропустит!
На короткий четырёхзначный номер я отправила SMS для активации объявления о цикле семинаров-тренингов по хиромантии. 1300 рублей со счёта сняли почти сразу и объявление в течение некоторого времени… действительно появилось! Это было неожиданно, ведь я уже готовилась звонить по телефонам, указанным на сайте, чтобы узнать, почему деньги со счёта сняли, а объявление не разместили. Я даже была уверена в том, что мне ответят: мол, правилами подобные объявления запрещены, на сайте вы отметили, что с ними ознакомились, поэтому, отправляя заведомо несоответствующее условиям объявление, вы принимаете на себя всю ответственность. При этом, отмечая, что с "Условиями и правилами" ознакомлена, я даже не заглядывала в них, хотя бы потому, что сайт и газета "Из рук в руки" - одна и та же организация и правила, по идее, должны быть одинаковы. Однако правила газеты и сайта оказались разными и в перечне недопустимых к публикации объявлений на сайте ни о каких хиромантах речи нет.
Получается, для газеты – один закон "О рекламе", для сайта - другой?
Тем временем, рекламодатели на других сайтах бесплатных объявлений, похоже, вообще не слышали про закон "О рекламе", поскольку бесхитростно пишут о разнообразных услугах напрямую: ритуальная магия вуду – снятие негатива, чистка энергоканалов; предсказательница судьбы, старославянское гадание; белая магия, помощь в любви и делах; магическая помощь без предоплаты; потомственная ведунья, гадание на картах таро, сильный приворот, рассорка (!), снятие и лечение (?) сглаза, порчи и др. негатива; белая, черная магия, черное венчание и т.д.
Что самое интересное, подобные объявления находятся не где-то на сайте в домене .info , а преспокойно размещены на сайтах с расширением .by, которое, согласитесь, еще и располагает к доверию. Все сайты, о которых идет речь, позиционируют себя как газеты или доски бесплатных объявлений "без регистрации".
Сразу на нескольких подобных сайтах я и попыталась разместить своё заведомо недобросовестное и даже безумное объявление с таким текстом: "Профессионально делаю Вуду на человека. Опыт работы 7 лет. Игрушки использую свои. Если вы живете в Минске, можно ваши. Цвет не важен, от 30 см в росте. 50% - предоплата, 50% - после видимого результата. Эффект виден в течение суток".
Однако один из сайтов меня даже покритиковал за немногословие: "пишите больше!". Пришлось описывать свои услуги подробней: "Работа не шаблонная. Индивидуальный подход. От вас требуется выслать мне на е-мэйл фото человека, ваши пожелания ему и обязательно небольшое обоснование, почему вы хотите на него куклу Вуду. Эффект будет длиться до тех пор, пока вы лично не захотите снять заговор. Заговор может быть в любой сфере".
Ни на одном из сайтов проблем с размещением этого объявления не возникло. Свой телефон я решила не оставлять, поэтому в "Контактах" написала только адрес электронной почты. Однако, в большинстве своем, люди, размещающие подобного рода объявления, пишут и свои белорусские номера телефонов, и место жительства и даже выставляют фотографии.
Как оказалось, не боятся рекламодатели и еще одного запрета в законе - на рекламу услуг сексуального характера. На сайтах все тех же бесплатных объявлений можно не только найти рубрику "Интим-услуги", но и несколько подрубрик: интим-услуги в гостиницах, интим-услуги на дому, виртуальный секс, сопровождение (эскорт) и т.д. Открываешь какую-нибудь услугу и диву даёшься: "Молодой парень скрасит время девушке или нескольким до 45. Только выезд. Дима"- и телефон одного из белорусских операторов сотовой связи. Или "Секс услуги для состоятельных дам. Качественно. Андрей". И снова абсолютно без боязни – белорусский номер мобильного телефона.
Совершенно не трудно найти объявления для девушек об эскорте. Например, вот такие: "Работа для красивых девушек модельной внешности в престижном эскорт-агентстве с отличной деловой репутацией в Греции, Бельгии Франции Турции и Италии! Ваша зарплата чистыми от 500 до 1000 евро в день (для подходящих!). Срок тура в каждой стране от 8 до 20 дней. Отличная база состоятельных и щедрых клиентов! От вас фото + краткая информация (возраст, рост, наличие загранпаспорта, наличие шенгена, опыт работы, знание языков)" и т.д. Всё бы ничего, но это объявление размещено в той же рубрике "Интим-услуги", а если точнее, то в "Интим-услугах в гостиницах". Поэтому очевидно, каким на самом деле "эскортом" будут заниматься девушки. А как же борьба с торговлей людьми?
Очевидно, что при такой лёгкости размещения объявлений, не помогает не то, что закон "О рекламе" даже с внесенными изменениями, но и Указ № 60, который вступил в силу в июле 2010. Например, пункт 12 Указа гласит: "Ответственность за содержание информации, размещаемой (передаваемой) в национальном сегменте сети Интернет, несут лица, разместившие (передавшие) эту информацию, а за нарушение требований настоящего Указа, в том числе за неисполнение предписания (требования) соответствующего органа, выносимого в соответствии с пунктом 11 настоящего Указа, – поставщики интернет-услуг, собственники (уполномоченные ими лица) пунктов коллективного пользования интернет-услугами".
Минторг: закон распространяется на любые средства, с помощью которых может размещаться реклама
Чтобы получить ответы на накопившиеся вопросы, мы обратились в Министерство торговли Беларуси, которое как раз и занимается контролем рекламы.
Как заметила в эфире TUT.BY-ТВ консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Инна Гаврильчик, такого рода журналистские эксперименты являются полезными в том числе и для контролирующих органов, "потому что через обращения граждан, через собственные контролирующие мероприятия мы не всегда можем видеть те реальные ситуации, которые складываются на практике".
Инна Гаврильчик также прокомментировала ситуацию, когда в печатной и электронной версиях одной и той же газеты предъявляются разные требования к рекламе.
"Когда конкретный сотрудник принимает объявление по телефону, он несет ответственность за содержание, он прекрасно понимает, что можно размещать, а что нельзя, поэтому он, как бы снимая с себя ответственность, перекладывает её на того человека, который собирается размещать это объявление путём SMS-сообщения, - говорит специалист.- К сожалению, таким образом редакции газет просто уходят от ответственности, потому что в данном случае, когда объявление размещается посредством SMS-сообщения, всегда можно сказать, мол, у нас прямой доступ, мы его не согласовывали, рекламодатель сам разместил объявление и мы не можем нести за это ответственность".
Однако, подчеркнула Инна Гаврильчик, "закон о рекламе распространяет свое действие на любые средства, с помощью которых может размещаться реклама независимо от того, газета это, интернет, телевидение, радио, либо это вообще человек, который ходит по улице и рекламирует свои услуги. При выявлении такого нарушения газета, скорее всего, получит предписание об устранении такого нарушения и о приведении сайта в соответствии с действующим законодательством".
"Что касается конкретного объявления о цикле семинаров по хиромантии, которые корреспондент TUT.BY разместила на сайте "Из рук в руки", то оно подано всё-таки больше как услуга обучения. Если бы она рекламировала просто услуги хироманта и т.д., это, скорее всего, даже бы и на сайте не появилось, - говорит Инна Гаврильчик.- Но я бы не сказала, что это сто процентов противоречит закону, здесь нужно проверять достоверность рекламы. В данном случае корреспондент сказала, что это вымышленная услуга. По закону рекламодатель должен будет доказать, что он действительно проводил такие семинары. Если ему не удастся это доказать, скорее всего, это будет признано скрытой рекламой услуг, реклама которых запрещена и т.д. В таком случае будет наказан рекламодатель, потому что за достоверность рекламы ответственность в первую очередь несет он".
Кроме того, Инна Гаврильчик подробно рассказала о том, как в Беларуси решили ввести запрет на рекламу услуг подобного рода и какие лазейки для саморекламы стали искать маги и гадалки после его появления, а также объяснила, как отличить недобросовестную рекламу и не поддаться на уловки. Видеоинтервью будет опубликовано на TUT,BY 16 марта.