Воздушная тревога
01.03.2011
—
Новости Общества
Воздушная тревога На удушающее соседство с Минским заводом отопительного оборудования жалуется не одно поколение жителей улиц Ольшевского, Тимирязева, Кальварийской, Бирюзова. И если бы дело было только в запахе! В заводском дыме содержится угарный газ, оксиды азота, формальдегид, бензол, которые отнюдь не прибавляют здоровья. А зимой в окрестностях литейных цехов выпадает черный снег. Правда, скоро на условной «грязной» карте города одним предприятием станет меньше. Недавно радиаторный завод установил на одну из вагранок — печей для плавки чугуна — новейшее очистительное оборудование. Остальные две пока работают по старинке. Кроме того, Минск продолжают задымлять «литейки» других лидеров «грязного» рейтинга, по данным Минского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, — МАЗа и МТЗ. А всего по стране таких предприятий — около трех десятков. Первый вдох Ясный, морозный день. Из трубы «литейки» радиаторного завода столбом поднимается... просто теплый пар. Около цеха появилась внушительных размеров пристройка — та самая система очистки. На всем постсоветском пространстве до сих пор используются вагранки открытого типа, поэтому, чтобы найти специалистов и переделать печь в закрытую, пришлось обращаться к итальянцам и раскошеливаться на 12 миллиардов рублей. Зато эффект не заставил себя ждать: угарного газа в воздухе стало меньше в 50 раз, пыли — в 200! Выбросы теперь фильтруются в несколько этапов. Все, что раньше оседало вокруг радиаторного, собирается в контейнеры и большие пакеты. За процессом на первых порах, пока с новой техникой окончательно не освоятся работники завода, наблюдает представитель итальянской компании «Термовентилтехника» Симоне Бианки. — Это одна из самых новых наших систем. Оборудование полностью компьютеризировано, — приветливо улыбается синьор Бианки, одетый в спецовку и кирзовые сапоги. — Но вообще, такого типа вагранки в Италии работают уже больше десятка лет. В Европе количество выбросов регулируется на законодательном уровне, поэтому иначе просто нельзя. И действительно, на Западе соседство с литейным производством не смущает ни жителей элитных районов, ни предприятия пищевой промышленности. Например, в Бонне «литейка» расположена бок о бок с известной кондитерской фабрикой. Что поделаешь, если заводы строились в середине прошлого века на окраинах городов, а сегодня это чуть ли не центр? У нас те же проблемы решают по–другому: загрязняющие воздух предприятия подлежат выносу за городскую черту. Вот только разговоры об этом идут уже много лет, а воз и ныне там. — Это долгий и очень сложный процесс, — соглашается заместитель председателя Мингорисполкома Сергей Радоман. — Нам поступали серьезные инвестиционные предложения, но потом грянул кризис, и все работы свернули. А за собственные средства заводы не хотят переезжать, слишком дорого. Сейчас хоть какие–то подвижки есть на «Кристалле»: до 2014 года там обещают вынести часть производства, освободить около гектара территории. Дрожжевой комбинат в скором времени собирается переезжать в Слуцк на сахарный завод. С остальными предприятиями пока сложно... Убрать нельзя модернизировать — Выносить нас из Минска в Червень собирались еще в 1982 — 1985 годах, — вспоминает заместитель главного инженера Минского завода отопительного оборудования Виктор Филипчик. — Был уже разработан проект, но потом во времена перестройки о нем забыли. В ценах 1985 года перенос обошелся бы в 10 миллионов долларов. Ведь собирались строить всю инфраструктуру, поселок для работников. Представляете, сколько сейчас это стоило бы? Сотни миллионов! К тому же расположение у нас не очень хорошее, кругом другие заводы, землю эту дорого не продашь. Конечно, модернизация обошлась предприятию в разы дешевле, хотя никакого экономического эффекта вагранка закрытого типа не принесла. Наоборот, себестоимость продукции даже несколько выросла. С другой стороны, система очистки работает при очень высокой температуре, и тепло от нее можно теперь использовать для подогрева воды в душевых, отопления цехов и кабинетов. Вот уже и экономия! А еще оборудование собирает мелкодисперсную пыль с помощью гашеной извести. Из отходов, которые при этом получаются, в Италии делают асфальт. Руководство радиаторного тоже подумывает о производстве строительных смесей, уже заказали соответствующую экспертизу. В общем, плюсы, которые окупят дорогостоящее очистное оборудование, найти несложно. Так почему бы этим опытом не заинтересоваться двум десяткам других предприятий, которые подлежат выносу из города? Особенно тем, которые не хотят или не могут переехать по финансовым причинам. Из первых уст Заместитель генерального директора МТЗ по кадрам, социальному развитию и идеологической работе Василий Тыманович: — Руководство радиаторного завода, конечно, молодцы, но мы уже давно ведем такую работу, каждый год составляем план природоохранных мероприятий. Причем не только по выбросам литейных цехов, но, как говорится, по всем фронтам: снижаем содержание ионов тяжелых металлов в сточных водах, контролируем загрязнение почвы, уменьшаем количество отходов производства, сдаем вторичные ресурсы. В прошлом году на заводе даже проводились семинары для других предприятий, как надо работать в этом направлении. И мы не собираемся останавливаться. Главный инженер Минского автозавода Юрий Таруть: — Сравнивать нас в этом вопросе с радиаторным не совсем корректно. Вагранки — это позавчерашний день. Мы еще 3 года назад начали переходить на индукционные печи, гораздо более экологичные. Есть план мероприятий, по которому санитарная зона вокруг завода — сегодня это 500 метров — к 2015 году должна вписаться в границы предприятия. И мы над этим работаем: ввели новые технологии окраски рам и кабин с меньшим количеством и летучих, и твердых отходов, собираемся установить автоматизированную систему контроля выбросов в атмосферу, чтобы следить за ними в режиме онлайн. А еще мы первыми в стране начали сотрудничать с немцами по утилизации очень опасных отходов — полихлорированных бифенилов. В начале осени вывезли в Германию 19 тонн, ведь в Беларуси технологии их захоронения нет. Автор публикации: Александр ПОЛОСМАК Фото: Артур ПРУПАС