Код–контроль
Код–контроль
Центр систем идентификации Национальной академии наук завершил проект создания банка электронных паспортов на товары... |
Кого нынче удивишь микрочипом, на котором можно записать цвет роговицы глаза, отпечатки пальцев плюс всю историю рода? Уже не впечатляет. А что если персональный номер получат... торт, домашние тапочки или жвачка? И по идентификационному коду эти изделия будут легко узнавать в любой точке мира? Это не фантастика.
Центр систем идентификации Национальной академии наук завершил проект создания банка электронных паспортов на товары. Логично. Реестр недвижимости у нас есть, регистр фирм, компаний и индивидуальных предпринимателей — тоже. Теперь около 100 предприятий (преимущественно пищевые) в пилотном режиме по единому образцу кропотливо заполняют данные о своих изделиях. И этого, как оказывается, уже с нетерпением ждет торговля. Отсутствие такого банка данных тормозит ее развитие, которое не представляется без полной автоматизации растущих товарных потоков.
«Пройдет совсем немного времени, — интригует Геннадий Волнистый, технический директор Центра систем идентификации НАН, — и вы, выбирая товар на рынке или в магазине, сможете с мобильного телефона по номеру штрих–кода в режиме реального времени получить полную информацию: кто произвел, есть ли сертификаты, когда заканчивается срок годности... А если ее нет — повод задуматься: надо ли покупать кота в мешке?»
Но это все заманчивая перспектива. А пока...
Кот в мешке
Минувшим летом научно–исследовательские институты стройматериалов сделали контрольные проверки гипсокартона. Импортного. На рынках и стройплощадках. Протестировали заявленную влаго– и огнестойкость. Воду выдержал, огонь — нет. Хотя отбирался как раз товар с повышенной «сопротивляемостью воздействию открытого пламени». Кстати, он даже после этого остался в продаже.
В ушедшем году налоговые инспекции присмотрелись к 993 субъектам интернет–торговли. Каждый пятый оказался не в ладах с законодательством. Одни продавали и не платили налоги, другие игнорировали кассовые аппараты, у третьих оборачивался товар без документов. Нарушителям пришлось заплатить больше миллиарда рублей налогов и штрафов. Из теневого оборота изъято материальных ценностей без малого на 4 миллиарда рублей.
А не доводилось ли вам купить стиральный порошок раскрученной торговой марки, который не стирает? Коробку из–под завозной обуви изучали? Что написано в графе «Изготовитель»? Китай, Гонконг, Россия... Хотя по закону должен быть юридический адрес фабрики с телефоном и факсом. Фотоаппарат или мобильный телефон с кустарно отпечатанным гарантийным талоном через интернет покупали? И потом, когда сломался, не знали, куда его девать? Тогда нам есть о чем поговорить. Вы хорошо знаете: нас в торговле частенько обманывают.
Почему? Ведь, образно говоря, легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем товару просто так проникнуть на наш рынок. Серьезные заградительные барьеры: сертификаты качества, удостоверения гигиенической регистрации, кассовые чеки, стандарты, законы... Защитники прав потребителя изрядно поработали над теорией. Но...
«К сожалению, покупатель беспечен, идет на уступки, если товар ему предлагают дешевле и доставят до дивана. Требуйте чеки, гарантии, предъявляйте свои права, и тогда продавец будет вынужден соблюдать правила и уже качественный товар продаст дешевле!» — уверена Ирина Барышникова, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга. Мысль, конечно, хорошая, правильная. Но кто знает, сколько времени уйдет, пока мы научимся, не стесняясь, качать права? И защитит ли это от «серых» схем поставок «серой» продукции?
Магия цифр
Уже есть решение Правительства о создании банка электронных паспортов товаров. Заказчик и координатор проекта — Госстандарт. А суть в том, что на некоей электронной площадке, доступ к которой может иметь изготовитель, продавец и покупатель, под 13–значным оригинальным номером регистрируется продукция. Скажем, торт «Нежный». И вводится около 80 параметров, описывающих его характеристики. Например, сертификат качества, его номер, срок действия, удостоверение гигиенической регистрации, срок хранения, состав, способ транспортировки, адрес изготовителя и так далее. Каталог товаров сформирован в соответствии с международными правилами их описания. Податель сведений подтверждает их достоверность электронной подписью. За ложь ответит. Кроме того, некоторые данные перед размещением проверяются. Скажем, наличие сертификата, адрес фирмы, зарегистрирован ли штрих–код в заявленной стране.
— У нас годами создавались информационные технологии. Наши итэшники востребованы в мире, — убедителен Геннадий Волнистый, — но мы не научились применять эти технологии у себя. В каждой конторе стоят компьютеры, однако системы учета несовместимы. Задача: обеспечить синхронизацию работы. Чтобы любой магазин мог через интернет заказать товар, а поставщик отгрузить, не вставая со стула. И главное, чтобы они понимали, о чем идет речь.
В этом стремлении наши ученые неоригинальны. Тем же сейчас озабочены все страны мира. В Организации Объединенных Наций создан специальный комитет по упрощению процедур в торговле, на транспорте, в бизнесе, который думает, как развивать информационные системы, чтобы они понимали друг друга не только внутри страны, но и на всем земном шаре. Эти рекомендации и взяты на вооружение авторами банка электронных паспортов.
Кстати, весь ввозимый товар каталогизируется в Китае. Чтобы продать что–то в Европу, нужно подтвердить законность происхождения продукции и соблюдение брэнда. Вопрос идентификации изделий не может не беспокоить и нас, тем более после подписания пакета документов о создании Единого экономического пространства. Где гарантия, что нелегальная продукция из Юго–Восточной Азии не приедет к нам через Россию или Казахстан?
Впрочем, одно мнение хорошо, а несколько лучше.
Мнения по поводу
Если система паспортизации товаров начнет действовать, то мы — за, — поддерживает идею Ирина Барышникова. — Нечто подобное мне довелось видеть в Молдове. Там по номеру на бутылке вина можно узнать полную информацию: где вырос виноград для его изготовления, срок выдержки, кто осуществлял розлив.
Каталог электронных паспортов ждем с нетерпением, — эмоциональна Светлана Гуринович, начальник отдела автоматизированных систем управления ОАО «ГУМ». — Представляете, что происходит сегодня? Допустим, у нас под определенным штрих–кодом значится «фуфайка детская». И вдруг под этим же кодом получаем майку. Огромное количество ошибок, произвольных сокращений в наименовании товаров усложняет работу, порождает путаницу.
Дело хорошее, — таково мнение Александра Шняка, начальника отдела программного обеспечения СООО «Марко». — Но вряд ли страна готова использовать систему электронных паспортов. У нас уже есть депозитарий штрих–кодов. Там тоже масса полезной информации. Но много ли предприятий торговли пользуется ею? Хотя штрих–кодированию уже практически без малого 10 лет, производители в накладных используют штрих–код по своему усмотрению. К тому же предстоит серьезная работа по систематизации данных, составлению каталогов.
Что думаю по этому поводу я как потребитель? Конечно, порядок в торговле наводить надо. Не будет полной достоверной информации о товаре, тем более импортном, рынок превратится в базар. В худшем смысле этого слова. Но вот что смущает. Сейчас в создании банка электронных паспортов участвуют добровольцы, и, как предполагается, добровольным будет сообщение сведений о товаре. Это равносильно получению паспорта по желанию. Такая система рассчитана исключительно на законопослушных поставщиков и к борьбе с теневым оборотом имеет отдаленное отношение. Есть у меня сомнения и насчет технической стороны дела. Не произошло бы того же, что со штрих–кодами. Депозитарий есть, но им мало кто пользуется. К слову, некую оригинальную систему учета и борьбы с «серыми» схемами, прежде всего, в интернет–торговле, Минторгу еще в 2009 году предложила частная IT–компания. На днях Премьер–министр поручил куратору министерства вице–премьеру Сергею Румасу ее изучить.
Автор публикации: Аэлита СЮЛЬЖИНА
Фото: Александр РУЖЕЧКА