Клик на дневник
Клик на дневник
На помощь ученикам все чаще и чаще приходят информационные технологии... |
Электронные учебники, цифровые проходные у школьных дверей. На помощь ученикам все чаще и чаще приходят информационные технологии. Только приживаются электронные новинки в школах с трудом. Вот характерный пример — виртуальные дневники. Родители заходят на сайт учебного заведения, открывают персональную страничку, где видят оценки своих детей, домашнее задание, замечания учителей. Эффективно? Еще бы. Увы, они так и не получили распространения.
Удобная новинка
Три года назад молодые программисты из Гродно разработали многообещающий проект dzennik.by. Когда они описывали его преимущества, у многих пап и мам загорались глаза. Представьте, контролировать своих чад можно, не вставая из–за рабочего стола. Стоимость смешная — 7 тысяч рублей в месяц. Школярам уже не удастся исправить «тройку» на «пятерку» или вырвать страничку из дневника, где учительница написала замечание. Чтобы скрыть свои «достижения», нужно быть чуть ли не хакером. Все данные хранятся в компьютере. Узнать, что Марьванна поставила сынишке по географии или как дочка написала сочинение можно, заглянув на сайт гимназии или подписавшись на sms–рассылку.
— Сначала виртуальным дневником заинтересовалось только 7 семей. Но уже через год присоединилось еще около 80 родителей, — вспоминает заместитель директора гродненской гимназии № 5 (они были своего рода испытателями системы) Ольга Хитрушко. — Учителя тоже не могли нарадоваться электронному помощнику.
Где пусто, где густо
Создатели проекта обратились в Министерство образования. Там заинтересовались и начали строить планы. Но ребята из глубинки с новинкой так и не познакомились. На первой странице сайта dzennik.by уже давно висят не отметки школяров, а рекомендации по написанию рефератов. Сайт перепрофилировался. Почему?
— Нас не поддержали учителя, которые несвоевременно выставляли оценки в классные журналы, — категоричен один из создателей цифрового дневника Вадим Костевич. — Периодически звонили родители и возмущались, почему в обычном дневнике стоит оценка, а в виртуальном она отсутствует. Поэтому dzennik.by пришлось закрыть. Хотя, признаюсь, он приносил доход.
— Чтобы подключить школу к цифровому дневнику, достаточно одного компьютера. Но где–то не оценили технологию родители: подобные проекты подразумевают дополнительные материальные затраты, и далеко не все к ним готовы. А где–то новинка просто не прижилась, — такова точка зрения директора главного информационно–аналитического центра Министерства образования Николая Листопада.
А еще, по его мнению, в школах не хватает специалистов, которые занимались бы разработкой и внедрением новых технологий. Ну не перекладывать же все заботы на учителя, которому и без того работы хватает? Хотя в 13–й минской гимназии, например, вопросами использования хайтека в организации учебно–воспитательного процесса занимается заместитель директора Наталья Кириенко. И надо сказать, весьма успешно. Пять лет назад в учебном заведении появился и по сей день существует виртуальный дневник. Разработали его специалисты филиала «Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ».
— Родители, которые подключились к онлайн–помощнику, за 10 тысяч рублей в месяц могут постоянно посещать сайт нашей гимназии, заходить на персональную страничку, где собраны данные об их ребенке: оценки, домашние задания, информация о здоровье, физическом развитии, — уточняет завуч. — Дважды в неделю лаборант обновляет страничку.
В режиме офлайн
Единую компьютерную сеть, которая объединила бы все школы, вузы и ссузы, планировали создать еще два года назад. Читаю пункты программы. Ребята из всех уголков страны смогут общаться между собой в режиме онлайн. Это раз. Учителя — делиться опытом со своими коллегами, проводить конференции и семинары прямо через интернет, например по скайпу. Это два. Каждой школе — собственный сайт! Это три. Было и четыре, и пять, и двенадцать, но...
— Есть технические проблемы. Сегодня в школах используется около 40 тысяч компьютеров. На одну машину приходится 18 — 19 учащихся. Широкополосный доступ в интернет имеют только около 21 процента школ. Маловато. Поэтому с внедрением проекта пока повременим, — разводит руками Николай Листопад.
А быть может, все дело в том, что существует некая грань, за которой информационные технологии начинают усложнять нашу жизнь? Неплохо бы эту грань определить, чтобы из помощника электронные новинки не превращались в обузу.
Кстати
В России функционирует несколько электронных дневников. На одном из них, к примеру, зарегистрировано более 5 тысяч школ, полмиллиона учеников, 160 тысяч родителей и почти столько же учителей. Ежедневно создатели портала отправляют 40.000 сообщений, выставляют 280.000 оценок и выдают 25.000 домашних заданий. Подключиться к виртуальному дневнику можно абсолютно бесплатно. Планируется, что к 2012 году все российские школы обзаведутся электронными журналами и дневниками. Однако бумажные эквиваленты останутся.
Автор публикации: Дмитрий БОБРИК
Фото: Артур ПРУПАС