Материнская доля
Минск. Троллейбус совершает свой обычный маршрут от вокзала до Ангарской-4. В салоне малолюдно. На одной из остановок в салон, шатаясь, вваливается пьяный детина, небритый и неряшливый. За ним входит аккуратная бабулька в ситцевом платочке, бережно поддерживая так и норовящего завалиться сына.
На крутом повороте детина, оторвавшись от стенки и опасно балансируя, начинает падать. Его глаза пусты и бессмысленны. Бдительно следящая за ним старушка-мать всем своим худеньким тельцем наваливается на него и прижимает к стенке троллейбуса, поддерживая с двух сторон руками. Но сил у нее немного, и вскоре сын оказывается сидящим, а потом и лежащим на полу. Он лежит навзничь, и из спустившихся при падении брюк выглядывает ситцевое несвежее белье.
Бабулька изо всех сил пытается его поднять, но ничего не выходит. С молчаливой надеждой она обводит взглядом пассажиров. Многие отводят глаза. Никому не хочется притрагиваться к пьянице, но бабулю жалко. Между тем приближается остановка, на которой им нужно выходить. Наконец на молчаливую мольбу старушки отзываются средних лет хорошо одетые, интеллигентного вида женщины. Они, кто за руку, кто за ногу, поднимают парня. Мать бережно поддерживает бессильно свисающую голову.
Водитель троллейбуса останавливается и, завороженный картиной «выноса тела», задерживается на остановке. Парня кладут на траву, троллейбус трогается.
В салоне тягостная тишина. Всем не по себе. Многие смотрят в окно, где маленьким столбиком маячит старушка. Ее фигурка становится все меньше и меньше, пока наконец не исчезает из виду…
Эта картинка навсегда отпечаталась в моей памяти. Часто в воспоминаниях всплывает морщинистое лицо старушки, ее скорбные глаза, ситцевый платочек в мелкий горошек, натруженные руки. И я задаюсь вопросом: когда, в какой момент этот молодой, сильный и здоровый мужчина, единственная опора и надежда матери, сломался, перестал быть человеком? Какая цепь событий привела к столь печальному финалу? И что их ждет в будущем? И каждый раз я придумываю все новую и новую историю. Но обязательно со счастливым концом.