С кошельком и очень опасен
С кошельком и очень опасен
Вот и до нас докатилась новая покупательская мода — не защищать свои права, а, манипулируя законом и спекулируя на понятиях, получать немалую выгоду. Продавцы жалуются: в торговых залах все сильнее зверствует потребительский экстремизм. Что это за «зверь» такой и сильно ли может укусить?
Больно выдумка хитра
Это явление пришло к нам с Запада, где некоторые посетители ресторанов регулярно находят в своих тарелках насекомых, туристы намеренно опаздывают на самолет, а за все это расплачиваются в итоге тысячными штрафами владельцы заведений и хозяева компаний. Там уже и психологический портрет «потребителя–экстремиста» составили: умный, образованный и далеко не бедный, в душе даже гордится своим умением вывернуть или обойти закон. Особенно активно такие клиенты промышляют в магазинах одежды, бытовой техники и на рынке услуг. И у нас, между прочим, та же картина. По мнению старшего администратора ТЦ «Импульс» Нины Матюшенко, закон слишком сильно опекает потребителей, пришло время говорить о защите прав продавцов: «Например, обувь — самая больная тема. Некоторые фирмы из года в год выпускают однотипные модели. И представьте себе ситуацию. Клиент покупает пару обуви и в течение сезона честно ее изнашивает. А на следующий год приобретает другую, которая как две кали воды похожа на предыдущую, и по только что открытой гарантии вместо новой пары сдает ношеную. Таким образом можно обеспечивать себя обновками на каждый сезон!»
Или такой «тренд»: каждый год в преддверии выпускного вечера наблюдается ажиотаж на вечерние платья, а несколько дней спустя — очереди, чтобы... купленную вещь сдать под видом неношеной. В ход идет масса ухищрений. Например, можно сначала аккуратно снять ярлыки и бирки, а, надев наряд на один вечер, прицепить их на прежнее место. Ну и что, что на «новом» платье пятна, за версту пахнет сигаретным дымом? Если же испорченный наряд принять отказываются, девушки делают надрезы на ткани, вспарывают швы, выдавая все это за производственный брак...
Сами виноваты?
В России, по статистике, 12 — 15 процентов потребителей, обратившихся за защитой своих интересов в судебные инстанции (либо грозящих это сделать), как раз из разряда «экстремистов». У нас, по мнению председателя ОО «Защита потребителя» Ирины Коноплицкой, доля таких жалоб в общем количестве пока невелика — не более 1 процента. Но примеры яркие. Вот один из них. Интеллигентная пожилая пара постоянно покупала в одном из магазинов мясо и всегда минут через десять возвращалась с просьбой перевесить кусок. Обнаруживался существенный недовес, продавец извинялся и возвращал часть денег. В конце концов, администрация магазина раскрыла секрет: отойдя подальше от любопытных глаз, горе–клиенты доставали карманный ножик и вырезали кость. От этого мясо немного теряло в объеме, зато в весе — еще как!
Но проблема, по мнению Ирины Коноплицкой, не только в любителях легкой наживы: продавцы сами создают почву для претензий на ровном месте — невнимательны, халатны и совершенно не знают закона. Например, как–то Светлана, владелица семикомнатного коттеджа, подрядила одну из частных фирм установить подвесные потолки. Ей дали рассрочку на два месяца. А потом началась игра в прятки: Светлана не являлась на встречи, игнорировала телефонные звонки. Только через 6 месяцев после выполнения работ вновь напомнила о своем существовании... жалобой, что на одном из потолков отклеилась кайма. И вместо того, чтобы настаивать на долгожданной оплате работ и провести предписанную законом экспертизу, сотрудники фирмы попытались решить проблему миром, по телефону. Именно из–за этой поблажки организация не смогла доказать свою правоту в судебной инстанции. Суд же постановил расторгнуть договор. Казалось бы, и сказке конец. Но и тут Светлана продемонстрировала чудеса изворотливости. Когда рабочие пришли потолки снимать — надавила на жалость: мол, очень грязная работа, пощадите здоровье детей, приходите завтра. Более того, хотя в итоге был разобран только один потолок, Светлана уговорила подписать акт о выполнении работ. И когда рабочие вернулись, просто выставила их за дверь. В итоге хозяйка осталась почти при всех потолках, а фирма — у разбитого корыта...
Если строго следовать букве закона, то в этой ситуации нарушений со стороны потребителя вроде и нет. Зато, считает Ирина Коноплицкая, налицо целая тенденция, когда поблажками да уступками продавцы сами плодят так называемых «экстремистов». Не проведена экспертиза — остается пенять на себя. Ушлому клиенту это только на руку. Уж он–то ошибки не простит и любой лазейкой воспользуется.
Компетентно
Заместитель начальника управления дознания главного управления процессуального контроля предварительного расследования МВД Анатолий Седач:
«Теоретически описанные случаи можно назвать актами мошенничества. Однако, чтобы привлечь человека к уголовной ответственности, сначала надо доказать наличие умысла и материального вреда. Ошибка многих предпринимателей в том, что они не дают хода подобным фактам, а стараются «замолчать» инцидент. Я уверен, что каждый потерпевший от потребительского экстремизма вправе требовать защиты нарушенных прав. Тогда сложится определенная практика, и в правила торговли, нормы административного и Уголовного кодексов будут внесены соответствующие изменения и дополнения».
Фото: РЕЙТЕР